Пресс-центр

Стандарты мерчандайзинга

В торговле мерчандайзинг занимает особое место. От того, насколько грамотно его используют, зависит много факторов, включая рост интереса покупателей к магазину, увеличение продаж, более лояльное отношение. Стандарты в мерчандайзинге требуют внимательности и ответственности.
pexels-tima-miroshnichenko-5717029.jpg

Мерчандайзинг и его стандарты: важность для предпринимателя

В мерчандайзинг включают комплекс приемов и мероприятий, которые направлены на решение конкретной задачи. Он основан на поведенческой психологии. На ней базируются стандарты превосходного исполнения в мерчандайзинге.
Основная задача всех проводимых мерчандайзером мероприятий может быть установлена руководством. Например, требуется быстро продать партию товара. И специалист выполняет свою работу, придерживаясь рекомендаций. В своей работе он всегда использует стандартизированную систему, у нее есть свои особенности. Она ориентирована на розничную торговлю, не на опт.

Стандарты мерчандайзинга в магазине продуктов или любых других товаров ориентированы на грамотное размещение продукции по группам. В первую очередь, учитывается поведение покупателей, его принципы и специфика. Доказано, что можно добиться увеличения продаж минимум на 7-10% (а иногда и больше). Стандартизированные приемы профессионал может совместить с другими, например, особым вариантом выкладки. Данные из реальных источников подтверждают, что некоторые мерчандайзеры таким путем увеличивают продажи более чем на 20%.

Разработка стандартов

Необходимость полноценной и комплексной разработки стандартов появляется тогда, когда нужно совершить резкий скачок, выйти на новый уровень. Первое, что делается перед проработкой стандартизации, – составление особого мерчандайзинг-бука. При разработке становится понятно:
  • какие наработки уже есть у компании;
  • как сформировать базу, состоящую из опыта ведущих кадров.
Проводится комплексный анализ, в результате становится понятно, какие направления:
  • требуют пристального внимания и развития;
  • находятся на достаточно хорошем уровне, нужна поддержка для дальнейшего роста;
  • не приносят результата и не развиваются, их можно закрыть.
После анализа можно переходить к работе над стартами. Их используют для среднесрочного планирования. Считается, что стандарты мерчандайзинга в магазине одежды или же любой другой торговой точке позволяют добиться долгосрочного успеха.

Нужно понимать: стандарты прописывают не в общем для розничной торговли бренда, а по отдельности для каждой торговой точки, где представлена продукция. Иногда они могут сильно отличаться, но обычно – практически одинаковые. В их разработке принимают участие ведущие специалисты компании, могут подключаться ритейлеры. Это результат коллективного труда, а не работы одного специалиста, поэтому многие вопросы рассматриваются с разных позиций, возникают споры, зато результат впечатляет. Привлекают сторонних консультантов, что позволяет посмотреть на стандарты работы мерчандайзера и другие аспекты с новой стороны.

Стандартизированная система – это корпоративный документ, содержание которого может быть таким:
  • какие товарные единицы обязательно должны быть в наличии всегда;
  • какой ассортимент устанавливается на определенный период;
  • какого принципа раскладки нужно придерживаться в торговом зале;
  • как нужно общаться с персоналом;
  • каким образом следует мотивировать и поощрять сотрудников.
Это примерный перечень. Могут быть включены другие факторы, дополнения. Они также фиксируются в мерчандайзинг-бук. Разработка стандартов не просто так представляет собой комплексную работу. Они направлены на конкретный результат. При этом иногда они разрабатываются для особых случаев. Например, если в сети есть магазин, который постоянно терпит убытки, ему нужны новые принципы работы. Обсуждаются мельчайшие детали: вплоть до стандартов центральной витрины и выкладки товара на ней.

Также обязательно следует разработать отдельные стандарты для торговой точки, которая только начинает свою деятельность и будет реализовывать товары основной компании. Когда есть единая стандартизированная система, то сотрудникам нового торгового пространства становится намного проще, они сразу знают, в каком направлении двигаются. Для них сразу создают систему раскладки, правила взаимодействия с клиентом. В итоге запуск с большой вероятностью окажется результативным.

Рассмотрим еще одну ситуацию применения стандартов. Как только на работу приходит новый сотрудник, его нужно ознакомить с этим документом. В итоге он сможет намного быстрее понять, как работает компания, какие нюансы важны и в чем заключаются его обязанности. Не нужно тратить время на объяснения.
В общем, бизнесу, который хочет работать эффективно, необходимо разрабатывать стандарты. Они могут существенно помочь на каждом этапе работы.

Статьи по теме