Мотивация персонала: почему это важно

Мотивационные программы или различные способы поощрения – залог успеха компании. Довольный сотрудник, который уверен, что его ценят, будет работать более усердно. Если таких работников будет большинство, повысится общая производительность труда. Поощрение лучших и наказание худших – уже давно нерабочая схема. Современное стимулирование персонала должно быть более деликатным, чтобы каждый захотел «проявить себя».

pexels-edmond-dantès-4342496.jpg

Цели и принципы мотивации

Мотивация труда – это организация работы таким образом, чтобы каждый член команды выкладывался «по полной». Все работники без исключения должны регулярно получать внутренний стимул, который направляет на достижение общей цели. Хвалить важно каждого: и новичка и старого карьериста. Первому поощрения помогут быстрее «влиться» в коллектив, а второму – не останавливаться на достигнутом.

Выделить единые правила мотивации нельзя, но есть принципы, помогающие разработать свой эффективный метод:

  1. Действенная мотивация позволяет каждому работнику чувствовать себя значимым. Поощрения должны вызывать уважение у коллег. Однако важно не переборщить, чтобы утрата награды не привела к дисквалификации сотрудника.

  2. Непредвиденные поощрения намного эффективнее системных. К регулярным наградам привыкают, и она уже не создают должный эффект.

  3. Похвала всегда дает лучший результат, чем наказание.

  4. Любая реакция с стороны руководителя должна быть незамедлительной. Это создает ощущение, что работник небезразличен начальнику, и тот замечает и достижения, и промахи.

  5. Поощрение работника за небольшие успехи ускорит достижение главной цели.

Система вознаграждения должна максимально соответствовать потребностям организации и легко модернизироваться под изменяющиеся условия. Вопрос стимулирования не должен быть слишком затратным. 

Для многих руководителей становится проблемой сбор показателей для оценки достижений сотрудников. Сегодня существует множество специальных систем и программ, которые дают развернутую информацию об активности коллектива.

Виды мотивации

Выделяют два вида мотивации: материальная и нематериальная, которая делится еще на два подвида: социальная и психологическая.

Материальные поощрения

Этот вид мотивации наиболее востребован в современных компаниях. К составляющим относят:

  • показатели результативности для каждой должности;

  • определение эталона, установки плановых значений;

  • установка рентабельного соотношения постоянной части зарплаты и премиальной;

  • привязка качества и сроков выполнения задач к системе мотивации.

Материальная мотивация может быть как денежной, так и неденежной, при этом обязательно включает систему штрафов.


Денежные поощрения:

  • повышение зарплаты;

  • проценты от продаж;

  • премия, бонусы;

  • социальный пакет;

  • вознаграждение за победу в конкурсе для коллектива.

Неденежная мотивация – это возможности:

  • пройти обучения;

  • получить путевку;

  • съездить в заграничную командировку;

  • получить билеты на культурное мероприятие;

  • пользоваться услугами партнеров бесплатно или с большой скидкой.

В качестве штрафов могут выступать взыскание денег или дополнительные рабочие часы.

Нематериальные поощрения

В перечень видов нематериальной мотивации входят такие:

  1. Карьерный рост. Повышение может быть как по вертикали, так и горизонтали.

  2. Участие в совещаниях при руководителе.

  3. Мотивационные собрания.

  4. Дружественная атмосфера в команде.

  5. Официальное трудоустройство и полный соцпакет.

  6. Культурные мероприятия внутри организации.

  7. Конкурсы и соревнования.

  8. Престиж самой компании.

  9. Публичное признание успехов работника.

  10. Поздравление со значимыми датами.

  11. Помощь в личных делах.

Нематериальные поощрения делят на коллективные и индивидуальные.

Коллективные способы могут быть следующими:

  • публичное выражение благодарности работнику;

  • понятная общая цель, чтобы каждый член команды мог осознавать значимость своего вклада в ее достижение;

  • доступная информация по ведению деятельности организации;

  • прозрачная форма управления;

  • тренинги внутри коллектива;

  • совместное празднование определенных событий и дат.

В качестве индивидуального поощрения можно расширить полномочия сотрудника, признать его профессиональные заслуги, составить индивидуальный график работы. Действенный способ – вклад средств в обучение человека для его профессионального роста. Для отдельного работника можно улучшить условия труда.


При условии правильного проведения стимулирующих мероприятий улучшатся производственные показатели, уменьшится «текучка» кадров, у работников появится командный дух, что приведет к быстрому развитию компании.



Статьи по теме