Схемограмма магазина – что это и как используется?

Подготовка к открытию любой торговой точки включает комплексную разработку плана выкладки товаров. Если раньше продавцы могли это делать на свой вкус, то сейчас данную задачу лучше доверять опытным маркетологам. Грамотно распределив продающиеся позиции, удастся значительно повысить спрос на них и рассчитывать на рост среднего чека. Чтобы схемограмма оказалась составленной корректно, требуется учитывать ряд конкретных правил и рекомендаций.

pexels-maria-orlova-4947386.jpg


Говоря более детально о том, зачем требуется такая планограмма, можно выделить следующие пункты:

  1. Грамотное распределение места на полках, стеллажах, в холодильниках и т.д.

  2. Выгодная презентация продукта, исходя из его цены, характеристик и т.п.

  3. Завлечение клиентов ТТ к совершению импульсных покупок.

  4. Привлечение к акциям и другим предложениям.

Кроме того, схемограмма магазина – это обязательный инструмент для торговых сетей. Зачастую в их ТТ расположение позиций является идентичным, благодаря чему людям легче ориентироваться в ассортименте.

Принципы построения планограмм

Нужно учитывать, что разработка схемограммы потребуется не только во время запуска точки. Внесения изменений в план размещения нужны регулярно. Такая необходимость возникает из-за ряда факторов, среди которых:

  • динамичность цен – изменение актуальных расценок приводит к тому, что нужно менять и месторасположения позиций;

  • появление новых товаров, которые также нуждаются в выгодной презентации;

  • увеличение объемов продукции при расширении магазина – в этом случае появляется возможность более свободного расположения позиций или внедрения новинок;

  • сезонность – если летом на наиболее выигрышные позиции стоит поставить прохладительные напитки, холодильники с мороженым и другим, то зимой эти места лучше отдать горячей выпечке, кофе и т. д.

Кроме того, важно регулярно следить за поведением посетителей точки. Если выбранное расположение продукции не приводит к увеличению среднего чека или, наоборот, является причиной снижения числа импульсных приобретений, значит, нужно срочно вносить коррективы.

Что нужно учитывать при разработке схемы расположения товаров?

Чтобы схемограмма оказаться действительно эффективной, ее нужно разрабатывать на основании конкретных параметров. Главный из них – это общая площадь магазина. Именно от размеров зала будет зависеть то, сколько стеллажей следует установить, какими окажутся их габариты и сколько продукции удастся там разместить. Ни в коем случае нельзя пытаться разместить большое количество позиций на малой площади. Это может привести к тому, что покупатели попросту не смогут рассмотреть все предлагаемые варианты и будут класть в корзину первый попавшийся. Кроме того, такое размещение вызовет дискомфорт у посетителей, они не захотят возвращаться в такую торговую точку.

Также очень важно учесть размеры и форму полок. Если они имеют небольшую высоту, то и продукцию туда нужно класть с соответствующими габаритами. Крайне невыгодно выглядят стеллажи, в которые товары «впихнуть» так, что даже нет возможности полностью рассмотреть их упаковку.

Еще один важный параметр – товарное соседство. Рядом должны располагаться продукты, условия хранения которых совпадают. К примеру, на одной полке можно поставить майонез, твердый сыр, соусы и т.п. Однако к ним не стоит пытаться поместить консервы, которые не требуют хранения при низких температурах.

Распределение товаров по цене

Для того чтобы планограмма поспособствовала увеличению среднего чека, позиции важно правильно расположить, исходя из их актуальной стоимости. При этом используется классическое правило:

  1. Верхние позиции должны занимать товары с высокими расценками, эксклюзивные продукты и т. д.

  2. На уровне глаз нужно поместить наиболее востребованную продукцию. Желательно, чтобы она имела среднюю цену.

  3. Внизу стоит выставить бюджетные варианты, чтобы они изначально не привлекали внимание посетителя ТТ.

Существует также вариант, при котором товары одной категории размещаются горизонтально. В этом случае следует использовать принцип снижения цены по направлению движения покупателя – сначала он должен увидеть самые дорогие позиции, а потом добраться к бюджетным. В такой ситуации есть большая вероятность, что он положит себе в корзину продукцию с высокими или средними ценами.

Если вам необходимо оформить торговую точку и подготовить профессиональную схемограмму, вы можете доверить такую задачу специалистам Open Group. Они оценят все основные параметры магазина, изучат особенности поведения покупателей в торговых залах региона, а также учтут все пожелания владельцев. Результатом станет не только составление рабочей схемы расположения товарных позиций, но и быстрое повышение прибыли магазина или даже целой торговой сети.


Статьи по теме