Пресс-центр

Ключевые особенности мерчандайзинга в сетях

Мерчандайзинг в торговых сетях можно сравнить с выкладкой продуктов в розничном магазине. Ключевая особенность заключается в том, что здесь расположение товаров и их групп абсолютно одинаково в каждой точке сети. Для достижения этого мерчандайзерами и работниками магазинов применяются специальные планограммы – схемы размещения товарных единиц на полке, витрине. Поэтому, заходя в магазины одной сети, можно заметить большие сходства в организации и оформлении пространства.
pexels-photomix-company-868110.jpg

Основные принципы

Говоря о мерчандайзинге в сетях, можно с уверенностью отметить, что его цели и принципы являются довольно типичными. Ключевой задачей выступает увеличение числа продаж в конкретной точке, за счет чего вырастает прибыль сети. Выделяют такие цели:

  1. Повышение лояльности со стороны покупателей, благодаря чему удается сформировать круг постоянных клиентов.
  2. Привлечение новых посетителей за счет уникальных предложений, акций, скидок и пр.
  3. Увеличение среднего показателя по времени, которое каждый посетитель проводит в магазине, рассматривая интересующие его позиции и приобретая нужные.
  4. Рост размеров среднего чека за счет выбора более дорогих товарных единиц.

Все эти пункты позволяют сети выделяться среди конкурентов. Достижение этих положений оказывается возможным благодаря реализации таких принципов:

  • Все товарные позиции, которые находятся в торговой точке, должны быть доступны посетителю.
  • Обо всей продукции должна быть предоставлена полная и правдивая информация, включая ее цену и прочие характеристики.
  • Товары первой необходимости, а также особо популярные наименования рекомендуется располагать недалеко от входа или в прикассовой зоне – это повысит вероятность того, что человек приобретет эту продукцию, даже если она не нужна ему в данное время.
  • На уровне глаз выкладывать стоит товары со средней ценой (наиболее дорогостоящие – на верхних полках, бюджетные – на нижних). Благодаря этому у покупателя будет появляться стимул класть в корзину не самый дешевый вариант.
  • Для новинок и эксклюзивной продукции нужно организовать отдельный стенд, способный привлечь внимание и повысить заинтересованность к такому товару.
  • Если у продукции скоро истекает срок годности, ее можно переместить в центр зала, сложив в специальные боксы или на горки. Такая выкладка будет восприниматься как распродажа, что повысит объемы реализации указанной позиции и снизит вероятность списания больного ее числа.
Не стоит забывать о грамотном использовании рекламы. Зачастую в сетевом мерчандайзинге каждому отдельному специалисту не приходится подбирать рекламные материалы, так как они предоставляются партнерами сети. Это могут быть брендированные холодильники или стеллажи, боксы или даже ценники. Их наличие дает возможность повысить интерес посетителей к конкретному товару или группе, проинформировать об актуальной акции и т. п.

Варианты мерчандайзинга в сетях

Выкладка товаров в сетевых торговых точках может проводится с использованием разных подходов. Довольно часто используется визуальный мерчандайзинг. Его главная задача – как можно лучше презентовать каждый отдельный товар посетителю, чтобы тот захотел его купить. В этом случае большое значение имеет грамотный подбор торгового оборудования и POS-материалов, выбор оптимального места на полках для каждой позиции.

Не менее часто используется перекрестный мерчандайзинг. Он особенно актуален для магазинов, которые занимаются продажей бытовых товаров, стройматериалов, косметики и т. п. Суть подхода состоит в том, чтобы смежные товары выкладывать как можно ближе друг к другу – зубные щетки размещать возле паст, валики – возле банок с красками и лаками, мочалок – возле бытовой химии и т. д. Такой подход повышает вероятность того, что покупатель возьмет не один товар, а сразу два или даже больше.

При размещении продукции важно учитывать склонность посетителей торговых точек к совершению импульсных покупок. Обычно для такой категории подходят недорогие товары, часто использующиеся в быту. Чтобы покупатели точно обратили на них внимание, их нужно размещать в горячих зонах – сразу за входом, возле касс, а также по правую руку от посетителя, который передвигается от входа к кассам. Не лишним будет дополнительное привлечение внимания к этим группам товаров – использование цветных ценников, указывающих на скидки, дополнительных рекламных материалов.

Важно учитывать, что мерчандайзинг в сетях имеет одну особую черту – такая выкладка должна быть максимально универсальной, так как она должна оказаться подходящей для всех магазинов одной сети, независимо от размеров и планировки их торговых залов. Именно поэтому данную задачу лучше доверить специалистам.

Статьи по теме