Как люди прошлого видели магазины будущего

Тема будущего всегда волновала людские умы. Кто из нас ни задумывался хоть раз, какой будет наша жизнь через тридцать, пятьдесят или сотню лет? Люди прошлого в этом смысле от нас ничем не отличались – уже со времен первой промышленной революции и вплоть до 1980ых они представляли себе жизнь в следующих столетиях ориентируясь на доступные им технологиям. В наше время подобные представления о будущем называют «ретро-футуризмом» - буквально взглядом в будущее из прошлого. Многим из нас знаком этот жанр – произведения Жюля Верна и Герберта Уэллса подарили нам представление о взгляде в утопическое будущее с развитой наукой и техникой.

Сегодня мы попробуем присмотреться поближе к этому, визионерскому жанру и понять, как люди прошлого представляли себе шоппинг в будущем, и насколько эти представления воплотились в реальность.

Сразу стоит оговориться – не ищите здесь привычных вам супермаркетов. Как мы и писали ранее, сама концепция магазинов самообслуживания — это относительно недавнее изобретение, и привычный нам супермаркет появился менее ста лет назад. Традиционная лавочная торговля, в свою очередь, насчитывает тысячелетия, и казалось, что она представляет собой краеугольный камень развитого общества. Именно поэтому мало кто отделял торговлю от самого города, выделял в отдельную сферу или пытался изобразить именно отдельные магазины – межзвездные путешествия и причудливые механизмы были куда более богатой почвой для фантазий. Однако, реальность оказалась куда изобретательнее, чем идеи футуристов прошлого, и именно супермаркеты стали привычной частью нашей современности, в отличие от летающих машин.


Начнём же мы с 1910-ых-20-ых годов, когда фантазии на тему будущего были в моде настолько, что существовали наборы открыток «Будущее через 100 лет» - именно из них мы можем сделать вывод о том, в каком направлении думали наши предшественники. На нескольких открытках, собранных Эдом Фрайсом, бывшим вице-президентом Microsoft, можно увидеть, насколько люди того времени были увлечены идеей полетов. Одна из открыток, датируемая 1912 годом, демонстрирует работу аэротакси, которое забирает покупки из магазина. Именно компактные летательные средства представлялись будущим двигателем торговли и сферы услуг. Такси, курьеры, почта – все это представлялось возможным именно благодаря индивидуальным летательным аппаратам.

Магазины будущего_20е годы.jpg

Магазины будущего_20е годы_2.jpg

Магазины будущего_20е годы_3.jpg

Отдельный интерес представляет «Москва в XXIII веке» или «Москва будущего» — цикл из восьми футуристических почтовых карточек 1914 года, выполненных неизвестным художником по заказу московской кондитерской фабрики «Эйнем», каждая из которых представляет собой изображение Московских площадей и улиц в будущем. Так в описании одной из открыток рассказывается о способе доставки шоколада в розничные магазины на дирижаблях, а на другой – сохранение традиционной торговли даже в будущем и ее преобразование в способ привлечения туристов, аналогичный современным европейским стрит-маркетам и рождественским магазинчикам.

Москва_23 век_1.jpg

Москва_23 век_2.jpg

Между тем, архитекторы и инженеры того времени смотрели на мир куда более реалистично. Они признавали, что активное переселение людей в города и рост промышленности требуют новых подходов к организации общественной жизни. Один из наиболее известных проектов принадлежал Харви Уайли Корбетту, американскому архитектору-модернисту, популяризатору небоскрёбов, работавшему в Нью-Йорке и Лондоне, это – так называемая концепция расслоённого города. Между метрополитеном и пешеходной зоной на поверхности он предлагал организовать два слоя автомобильного трафика, для быстрых легковых машин и для медленных, таких как грузовики, общественный транспорт или крупногабаритные такси.

Все типы заведений и сервисов Корбетт также хотел разместить по слоям: у метро — небольшие забегаловки (ресторанов быстрого обслуживания в те времена не было даже как идеи), а на одном уровне с трассами — автомастерские и гаражи. Магазины и рестораны, наряду с жилыми помещениями, должны были согласно этой концепции находиться «на поверхности» - на верхних уровнях. Первый такой город Корбетт планировал построить к 1925 году.

Корбет_1.jpg

Корбет_2.jpg


Одним из самых известных ретро-футуристов можно назвать художника Артура Радебо, чья серия иллюстраций «Ближе, чем вы думаете» выпускаемая с 1958 по 1962 год подарила «лицо» этим отчасти наивным, но столь популярным в массовой культуре как тогда, так и сейчас представлениям о будущем. Именно Радебо придумал дома со стеклянными куполами, защищенные от непогоды, а также предвидел появление современных заведений, работающих с продуктами «на вынос». В одной из концепций можно увидеть магазин, в котором водитель подъезжает на специальную стоянку и делает заказ продуктовых товаров, которые по ходу движения вдоль «прилавков» загружаются покупателю в багажник.

Артур Радебо_1.jpg

Артур Радебо_2.jpg

Вопрос универсального доступа к продуктам в будущем волновал людей с самого начала XX века. Согласно Питеру Боулеру, автору книги «История Будущего: Пророки Прогресса от Уэллса до Азимова», многие пректы и идеи индивидуальных магазинов отметались в связи со второй промышленной революцией: предприниматели вроде Генри Форда, осваивающие массовый рынок, не хотели, чтобы магазины превращались в элитарные заведения, доступные исключительно людям с высоким доходом. С развитием телевидения уже в послевоенную эпоху начали появляться активные фантазии на тему «магазинов на диване» постепенно перерастающие в возможность выбрать из списка товаров, доступного на экране встроенных компьютеров, именно тот, что вам необходим.



Осуществлять доставку подобных заказов, согласно одному из ранних концептов, могли курьеры на самолётах-амфибиях. рассчитанными на одного пилота, которые к тому же стали бы индивидуальными средствами передвиженияТакие индивидуальные самолёты RC-3 Seebee стала выпускать, например американская Republic Aircraft в конце 1940-ых годов. Но несмотря на популярность среди бывших летчиков Второй Мировой войны, эти мини-самолёты не пользовались большим спросом и за два года (1946-47 гг.) было продано чуть более 1000 экземпляров.

Republic Aircraft_1.jpg

Republic Aircraft_2.jpg


 1940-ые также подарили нам еще одну концепцию, постепенно закрепившуюся в нашей жизни – доставка продуктов питания. Как видно на данной открытке конца 1940-ых, доставка рассматривалась неотделимо от готовки – на колесах был не только курьер, но и вся кухня, чтобы сохранить свежесть еды.

Магазины будущего_доставка.jpg


Уже в середине-конце 1950-ых годов супермаркеты и магазины самообслуживания прочно закрепились в жизнях людей, а поэтому идеи футуристического будущего стали куда меньше поражать своим разнообразием. Вслед за ними пришло разочарование 80-ых в прогрессе – именно в этот момент киберпанк – видение серого будущего с доминирующими корпорациями – приходит на смену светлому футуризму. Однако сейчас, в XXI веке, человечество вновь обращается к технологиям в поисках ответа на вопрос – как упростить свою жизнь и сделать шопинг удобным и привлекательным? Магазины самообслуживания без продавцов, подобные Amazon Go, сервисы бесконтактной доставки и супер-приложения на телефонах даже не приходили в голову нашим предшественникам. Невольно задаешься вопросом – насколько хорошо мы сами можем предсказать, каким будет наш магазин через сто лет?


Статьи по теме