Интерактивные технологии на службе у ритейла: резиденты «Сколково» представили свои разработки лидерам отрасли
В обсуждении приняли участие представители крупнейших FMCG-компаний, таких как l’Oreal, Efes, Diageo, Splat, а также Х5 Retail Group — одной из крупнейших российских розничный компаний.
По данным статистики, 70% покупателей планируют и впредь совершать покупки в магазинах, несмотря на активное развитие онлайн-торговли. При этом 76% хотели бы использовать интерактивные решения в ритейле.
Согласно исследованию Nielsen, в течение предстоящих 5 лет на изменение потребительского рынка будет преимущественно влиять совершенствование существующих технологий: распространение смартфонов и приложений, которые позволят вовлекать большее количество пользователей в коммуникации с производителями и брендами. Также на рынок повлияет совершенствование «больших» данных и искусственного интеллекта, поскольку подобные технологии позволят лучше изучить поведение покупателей. Машинное обучение и системы принятия решений позволят создать полноценные персональные ассистенты, которые станут жизненно необходимыми инструментами в повседневной жизни. Компании-участники Фонда «Сколково» работают над этими и другими технологиями, а также продумывают их применение в сфере торговли и товаров народного потребления.
На встрече рабочей группе свои наработки и кейсы применения представили следующие резиденты Фонда «Сколково»:
Vocord — технология видеонаблюдения для целей повышения качества обслуживания в торговом зале, складских операций;
Navigine — эффективная навигация и релевантных сообщений в месте контакта с товаром,
Promobot — робот-консультант, который в том числе решает задачи контроля наличия товаров на полке,
intraMarket — технология интерактивного промо с использованием «умных» полок, оснащенных модулем распознавания, аудиосообщений, а также предлагающий аромамаркетинг на промотовар.
Василий Громов, IT-директор торговой сети «Карусель» (сеть входит в X5 Retail Group): «Растущие запросы потребителя к ассортименту, быстроте, качеству и уровню обслуживания и необходимость минимизировать издержки при увеличивающемся масштабе бизнеса требуют применения современных технологий и инноваций, в том числе — для фронт-энд процессов. Перспектива быстрого развития в такой ситуации есть у технологий для упрощения и ускорения оплаты покупок, самообслуживания (self-checkout), а также у онлайн-сервисов и опций, дополняющих традиционную розницу, и у интеллектуальных программ лояльности, ориентированных на персональные предложения».
Елена Каштельян, исполнительный директор «РусБренд»: «В связи с тем, что на сегодняшний день глобальный рынок FMCG находится в условиях высокой конкуренции но, в то же время, переживает падение спроса, а также в связи с бурным развитием новых технологий и IT решений, происходит трансформация рынка, изменение пути его развития с экстенсивного на интенсивный. В связи с этим сети перестраиваются на новую модель взаимодействия с поставщиками. Отсюда — высокий интерес к техническим инновациям и совместным проектам по категорийному менеджменту и шоппер-маркетингу. На мой взгляд, мероприятие оказалось очень полезным с т.з. новизны и практической значимости для развития отрасли, укрепления win-win взаимодействия для поставщиков и сетей».
Станислав Шпитманский, ИТ Директор компании SPLAT: «Круто, что понятие „цифра“, стало не только словом, но и делом для многих компаний, часть решений которых мы увидели на презентации. Само мероприятие было очень интересным, так как тренд цифровизации — это не миф, а объективная реальность, и тот, кто опоздает здесь — проиграет. В самое ближайшее время мы договоримся о пилоте нескольких презентованных решений, и ждем приглашений на следующие встречи по данной тематике».
Кирилл Блатов, менеджер по работе с клиентами компании OPEN Group: «Практика показывает, что цифровые мультимедиа и новейшие технологии помогают изменить способ коммуникации с клиентом. Пока большинство игроков рынка строят воздушные замки, многие уже сейчас используют масштабируемые digital- технологии. Повсеместное внедрение интерактивных технологий можно сравнить с появлением Интернета в 90-ые. Те, кто сразу „подхватили волну“, оказались впереди конкурентов, остальные неизбежно отстали и упустили массу возможностей. Так и с интерактивными технологиями — те, кто сделали шаг навстречу новым технологиям, оказались в тренде, остальные же теряют драгоценное время».
Ольга Стрелова, директор Центра инновационных технологий для ритейла ИТ-кластера Фонда «Сколково»: «Мы изучили глобальный опыт использования интерактивных технологий в торговых залах ведущих глобальных сетей и производителей, а также кейсы, которые „взорвали“ интернет в 2016 — 2017 годах. Согласно нашим выводам, участники Фонда „Сколково“ обладают необходимыми навыками и компетенциями, чтобы реализовать схожие кейсы, а зачастую готовы усовершенствовать свои наработки и адаптировать их под локальные потребности российского производителя и покупателя. На рабочей группе мы получили обратную связь по каждому из представленных решений и запланировали пилотные проекты: все технологии сколковских участников востребованы рынком и ждут своих потребителей».