Основные формы и виды обучения персонала в организации

Постоянное развитие персонала – обязательное правило для всех управленцев. Лучший способ развить бизнес – держать в штате мотивированных коллег, которые постоянно получают новые навыки. И в этом деле не обойтись без обучающих программ.

Основные формы и виды обучения персонала в организации - Статья - Фото 1

Для чего нужно обучение сотрудников?

Продажи падают, новые клиенты в компании не появляются, статус организации среди конкурентов постепенно снижается или долгие месяцы остается на том же уровне? Часто причиной такого положения дел становятся не внешние факторы, а неэффективная работа персонала.

Проблема заключается в отсутствии мотивации или в устаревших знаниях сотрудников. Если раньше полученной в университете квалификации хватало на годы, то сейчас каждая сфера на рынке развивается семимильными шагами. Появляются новые технологии, методы, поэтому каждый специалист должен периодически обучаться.

Формы обучения персонала

Развитие работников позволяет им приобрести навыки, необходимые для выполнения обязанностей. Это вносит вклад не только в карьеру конкретного сотрудника, но и в работу всей организации. В зависимости от потребностей и целей работодателя, учеба может проходить в различных формах.


Внутреннее

Оптимальный способ для предприятий из сегмента среднего или крупного бизнеса. Тренинги внутри компании имеют несколько минусов:
  • финансовые вложения в создание собственной концепции корпоративного университета и разработку индивидуальной программы;
  • тесное взаимодействие коллег только между собой, при котором работники не получают опыт в общении со специалистами своего профиля из других корпораций.  
Однако такой подход зачастую приводит к эффективному результату. Обучающие программы составляют, исходя из потребностей конкретной организации. Таким образом, учитываются мельчайшие факторы, присущие корпоративной структуре.

Внешнее

Тренинги и курсы от сторонних центров – выгодный вклад в собственную организацию:
  • учебные программы имеют практическую ценность и помогут получить актуальные в данный момент навыки;
  • активный нетворкинг с коллегами из других компаний – удачный обмен опытом и знаниями. 
С сотрудниками работают квалифицированные тренера и преподаватели, из чего исходит главный минус – цена. Но при правильном выборе обучающей организации инвестированные средства быстро окупаются. Работники с мотивацией и квалификацией активнее развивают бизнес и приносят больше прибыли.

Виды и методы обучения персонала

Способы разделяют на две основные группы:
  • традиционные;
  • инновационные.
Обе разновидности имеют достоинства, показывающие высокую эффективность на практике. Выбор метода – задача менеджера, который знает все особенности сферы.

Традиционные

Устоявшиеся формы обучения привычны многим еще со студенческих времен. В профессиональной деятельности стандартные методики также показывают хороший результат. Распространены следующие способы: 
  1. Инструктажи. Один из наиболее старых методов, который до сих пор имеет место при работе с новичками. Когда новый человек устраивается в штат, его отправляют к куратору. Достоинство инструктажа – быстрое вовлечение в жизнь компании. Для дальнейшего же профессионального развития этого недостаточно.
  2. Лекции и семинары. Лекционные занятия постепенно теряют популярность из-за низкой вовлеченности обучающихся. Однако их все еще применяют и российские, и зарубежные организации. Особенно лекции удачно внедрять в обучение большого количества человек, когда нужно донести информацию десяткам или сотням работников. Если же есть возможность разделить персонал на группы, то более эффективными станут семинарские занятия с максимальным взаимодействием студентов. 
  3. Тренинги. По мнению специалистов по обучению персонала, это самый эффективный метод. 90% тренинга – это практические занятия. Для работы привлекают профессионального коуча. Тренер предлагает задания и инструменты для их решения, ученики же пытаются применить их на практике. 
Традиционные разновидности требуют больших затрат ресурсов. Чтобы оптимизировать процесс, руководители прибегают к новым способам, которые помогут сэкономить финансы и время.

Инновационные

Современные методы обучения персонала организации – это, в первую очередь, онлайн-образование. Большинство из указанных выше разновидностей можно успешно внедрить на платформах в интернете.


Явное преимущество такого подхода – мобильность. Не нужно выезжать на длительный курс и отрываться от производства. Лекционные занятия, семинары и даже тренинги проводят для людей из разных городов и стран. Такой формат – не полноценная замена живого общения, но может стать отличным способом получить новые знания, обменяться опытом и завести полезные контакты.


Недостаток онлайн-обучения в том, что его нельзя применить в прикладных профессиях. Так, бариста физически не сможет заниматься каппингом в сети, поэтому иногда не обойтись без старых добрых стажировок и групповых тренингов, когда требуется максимальная вовлеченность в процесс.

Статьи по теме