Магазины самообслуживания: как начиналась их история

Супермаркеты давно превратились в заурядную часть нашей жизни – сложно представить свою неделю без похода за продуктами. Однако самой идее магазина самообслуживания всего лишь чуть больше ста лет. Представьте себе, такие технологически сложные вещи как лампочка, автомобиль и радио старше казалось бы простой концепции магазина самообслуживания.

US Grocery stores beginning of 1900s.png

Перенесёмся в 1900ые годы, в Америку. Большинство людей ходят за продуктами в небольшие бакалейные лавки – стоят в очередях за прилавком, пока продавец и пара ассистентов снимают товар с полок и заворачивают в индивидуальные упаковки, отвлекаясь на разговор с клиентом о последних новостях и событиях. Несомненно, подобные разговоры положительно сказывались на опыте покупателей, но существенно замедляли работу всего магазина, а так же позволяли обслуживать только одного покупателя за раз.

Ситуация стала меняться благодаря двум факторам: промышленной революции и Первой Мировой Войне. Вторая Промышленная революция существенно ускорила сроки производства товаров, в том числе и пищевой промышленности, а лидирующее экономическое положение США в мире после Первой Мировой дало гражданам средства и покупательскую способность.

Начиная с 1910ых годов несколько предпринимателей пробовали организовывать свои собственные магазины самообслуживания, предлагающих большое количество товаров по сниженным ценам – прообразы современных супермаркетов. В 1915 году Винсент Астор вложил $750,000 в то, что мы могли бы назвать первым мини-моллом: помещение 50×38 в центре Нью-Йорка, где на прилавках были выставлены мясо, фрукты, бакалея и цветы. Большим спросом идея не пользовалась – покупатели не спешили сами нарезать и упаковывать продукты.


Piggly Wiggly

Успешно реализовать идею смог Кларенс Сондерс в 1916 году, разработав и запатентовав облик торгового зала, как им мы его знаем сейчас, а так же оптимизировал вид и количество необходимого торгового оборудования. Именно в его магазине Piggly Wiggly, выросшего до торговой сети, появились первые турникеты и ограждения, первые чекаут-зоны – выход совмещенный с кассой; товары впервые были рассортированы по своим отделам и каждый товар имел собственный ценник. Впервые узнаваемость бренда стала ключевым фактором выбора продукта – ведь больше не было продавцов и ассистентов, выбирающих продукт для покупателя. Piggly Wiggly в Мемфисе стал настолько успешным проектом, что к 1936 году компания начитывала 2660 магазинов по всей стране и прибыль в $180 миллионов. В 1937 году была изобретена столь необходимая и узнаваемая часть любого современного супермаркета – тележка на колёсиках, позволявшая набирать большее количество товаров.

First Piggly Wiggly supermarket in Memphis.png


Зарождение магазинов самообслуживания в СССР

универсам Шевченко СССР.jpg

В Россию магазины самообслуживания пришли гораздо позже. В 1959 во времена Хрущевской «оттепели» красочный фильм «Пора большого новоселья», рисовал радужные картины советского будущего, где были «магазины с продавцами и без продавцов» в каждом жилом районе. 

Однако Хрущеву понравилась «более коммунистическая» автоматическая торговля, и денежный поток был направлен на столь узнаваемые торговые автоматы. Кроме того, тестовые магазины с самообслуживанием не смогли справиться с ажиотажным спросом и очередями, и им не хватало технического оснащения, например холодильного оборудования.

Только в 1970 году в Ленинграде открылся первый универсам – «Фрунзенский», за ним начали подтягиваться московские универсальные магазины, а там и весь СССР. 

универсам фрунзенский.jpg

Развитие шло небыстро, так как первые проекты были громоздкими, с залами более 1200 квадратных метров, и размещались в отдельно стоящих зданиях в спальных районах. В середине 80ых рамках новой программы массовой застройки магазины разрешили размещать на первых этажах многоэтажек, сократив их площадь, и с 373 универсамов по всей стране в 1980 году их количество выросло до 1970 всего за 10 лет. Однако многие из этих торговых залов остались полупустыми из-за растущего товарного дефицита, а после того как в 1986 Политбюро решило вернуть в СССР «частную инициативу» залы универсамов стали сдавать кооператорам. Уже после распада СССР у магазинов самообслуживания открылось второе дыхание и появились первые российские сети: «Мегамарт», «Дикси», «Лента» и «Пятерочка», столь узнаваемые современному покупателю.

Магазины самообслуживания в наше время

bespilotnye_magaziny_1.jpg

В наше время магазины самообслуживания продолжают меняться и развиваться. Развитие онлайн-шопинга и технологий позволило крупным интернет-ритейлерам открывать свои собственные точки самообслуживания. Так к 2020 году в США открылось уже 26 точек Amazon Go, в которых не было кассиров вообще, а покупатели расплачиваются только с помощью приложения Amazon в своём смартфоне. Многие магазины самообслуживания переходят на автоматические кассы, позволяя покупателям самим сканировать, упаковывать и оплачивать свои покупки.


Статьи по теме