Как работать с самозанятыми. Рискованные схемы, о которых знают ФНС и ГИТ

Компании и граждане стали активнее пользоваться услугами самозанятых. Это объяснимо: льготный налоговый режим позволяет самозанятым предлагать свои услуги по более низкой цене. Что, в свою очередь, привлекает заказчиков, которые желают сэкономить на фонде оплаты труда и налоговых отчислениях. Но есть и риски. О том, в чем они состоят, как их избежать, а также о том, как компании выстраивают отношения с самозанятыми, эксперты поговорили в рамках открытого диалога между бизнесом и органами власти по теме «Корпорации и самозанятые», организованного OPEN Group 24 сентября в Москве. В дискуссии приняли участие эксперты ФНС, Роструда, ГИТ г. Москвы, Ассоциации частных агентств занятости, Общероссийского движения «Труд», Сбербанка, YouDo, «Яндекса» и Deloitte. Главное из обсуждения — в статье.


НАТО ТРОЦЕНКО, МЕНЕДЖЕР ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ И ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ OPEN GROUP

С 19 октября 2020 года жители всех субъектов РФ могут применять специальный налоговый режим для самозанятых граждан — налог на профессиональный доход (НПД). Такой режим предоставляет гражданам много преимуществ. В качестве налога самозанятые платят лишь: — 4% с доходов, полученных от физлиц; — 6% с доходов от юрлиц и ИП.

Уплачивать обязательные взносы на пенсионное страхование при этом не нужно. Также для самозанятых предусмотрен налоговый вычет — 10 тыс. рублей, а с июля 2020 года еще и налоговый капитал в размере 12 130 рублей. Более того, в качестве антикризисной меры всем самозанятым вернут на банковские карты перечисленный в 2019 году НПД.

Помимо налоговых льгот самозанятые могут получить финансовую поддержку от региональных гарантийных организаций, а также микрозаем до 1 млн рублей под ставку не выше ключевой ставки Банка России от государственных микро финансовых организаций. Также можно получить имущественную поддержку — взять в аренду на льготных условиях помещения коворкингов и бизнес-инкубаторов. Но и это еще не все. В начале октября Правительство приняло решение распространить на самозанятых все меры господдержки, которые предусмотрены для малого и среднего бизнеса в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство».

Для самозанятых разработан понятный сервис «Мой налог», благодаря которому посещать налоговую не нужно. В сервисе можно и зарегистрироваться в качестве самозанятого, и подавать отчеты, и формировать чеки без необходимости приобретать кассовый аппарат. Удобство приложения и указанные выше преференции мотивируют многих граждан переходить на НПД. Так, по данным ФНС, ежедневно регистрируется около 3,5 тыс. новых самозанятых, а с момента введения в 2019 году в некоторых регионах НПД в качестве самозанятых зарегистрировалось уже около 1 млн 150 тыс. лиц. Менее чем за два года их доход составил 150 млрд рублей.

Цель внедрения нового налогового режима была прежде всего в том, чтобы легализовать деятельность предпринимателей-фрилансеров, которые не декларировали доходы и не платили налоги. На практике же льготный режим стали применять и в целях незаконной оптимизации налоговых и страховых отчислений. Так, многие компании стали злоупотреблять режимом и переводить работников в самозанятые. Зачастую при этом за бывшим работником сохраняется весь прошлый функционал, он по-прежнему подчиняется внутреннему распорядку, а его деятельность контролирует менеджмент организации. В подобных ситуациях подмена трудовых отношений гражданскими очевидна. И такие «оптимизационные» схемы контролирующие органы легко отслеживают.

Чтобы избежать претензий ФНС и ГИТ, компаниям, которые сотрудничают или собираются сотрудничать с самозанятыми, нужно присмотреться к условиям работы и функциям, которые они намереваются возложить на самозанятых. Необходимо минимизировать проявление в том числе таких признаков трудовых отношений, как:

  • постоянный или длительный характер работы; 
  • контроль и управление со стороны заказчика; 
  • конкретное место работы; 
  • определенный график работы (сменности); 
  • обеспечение условий труда; 
  • наличие брендированной формы; 
  • согласование кандидатов, инструктаж, обучение; 
  • подчинение ПВТР; 
  • определение размера выплаты исходя из отработанного времени;
  • оплата расходов, связанных с поездками в целях выполнения работы;
  • закрепление прав на еженедельные выходные дни и ежегодный отпуск.

Таким образом, привлечение компаниями самозанятых должно быть обоснованным, рациональным и легитимным и происходить только в тех си туациях, в которых не возникает подмена трудовых отношений.


ДМИТРИЙ АКУНОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ ФНС

ФНС прекрасно знает схемы, когда самозанятых и ИП привлекают к работе по договорам гражданско-правового характера. Эти схемы очень похожи. Единственное отличие: в случае с ИП мы такие нарушения выявляем по результату анализа отчетности на следующий год, а то, как работает с организациями самозанятый, мы видим в режиме реального времени. При этом специальная информационная система анализирует несколько десятков параметров и, применяя риск-ориентированный подход, выявляет организации, которые попадают в группу риска, в том числе в части нарушений, связанных с подменой трудовых отношений. С такими компаниями мы проводим соответствующую работу.


КОНСТАНТИН НОВОСЕЛОВ, К. Э. Н., ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА КОНТРОЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФНС, ДОЦЕНТ ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рост числа самозанятых — абсолютно нормальный тренд, когда конфигурация НПД не связана с применением различного рода схем минимизации налоговых обязательств и подмены фактически трудовых отношений гражданско- правовыми. На вопрос «Как не попасть в группу риска?» можно дать простой ответ — не применять схему уклонения от упла ты налогов, не создавать искусственные конструкции, оформляя договоры гражданско-правового характера на те отношения, которые являются трудовыми.

Информационная система ФНС в режиме онлайн сопоставляет сведения по самозанятым с данными их бывших работодателей. Анализируется динамика страховых и налоговых выплат, среднесписочная численность, показатели среднеотраслевой налоговой нагрузки, а также персональная история трудоустройства самозанятого, источники и суммы его дохода.

Если говорить о статистике, то в первом полугодии 2020 года порядка 100 тыс. организаций работали с самозанятыми. При этом автоматизированная система отобрала около 1,7 тыс. организаций, которые попадают в зону риска. В результате было выявлено 67 случаев перевода работников в самозанятые с привлечением аффилированных организаций с целью уклонения от уплаты налогов. Таким образом, статистика пока довольно оптимистичная.

На данном этапе перед нами не стоит задача кого-то наказывать, однако если есть налоговые риски, связанные с получением незаконной налоговой экономии, то налогоплательщика необходимо об этом предупредить. Ему нужно дать возможность самостоятельно исправить ситуацию, а не использовать сразу все инструменты налогового контроля, преду смотренные НК.


АЛЕКСАНДР ТУРКОВ, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОПЛАТЫ ТРУДА РОСТРУДА

Уклонение от оформления трудовых отношений или их ненадлежащее оформление относится к фактам, которые обуславливают возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан. Это объясняется тем, что при подмене трудовых отношений гражданскими работник фактически лишается права на вознаграждение за труд, получение гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством, в том числе права на труд в условиях, которые отвечают требованиям безопасности, и права на социальное страхование от несчастных случаев на производстве.

Если информация о подобных действиях работодателей поступит в ГИТ, инспекция по согласованию с прокуратурой проведет внеплановую проверку. Причем проверки по основаниям, связанным с угрозой причинения вреда жизни и здоровью, допустимы даже сейчас, когда в связи с эпидемией коронавируса проверки юрлиц по многим основаниям были отменены.

Помимо подмены трудовых отношений гражданскими есть и другие нарушения, которые допускают компании при сотрудничестве с самозанятыми. Например, при привлечении самозанятых к выполнению работ в строительстве.

В соответствии с Градостроительным кодексом работы по договорам о строительстве, реконструкции, капремонте объектов капитального строительства могут выполняться только юрлицами и ИП, которые являются членами СРО в области строительства. Некоторые исключения из данного правила установлены в ст. 52 Градостроительного кодекса. Если соответствующих обстоятельств нет, заключать с гражданами, не являющимися ИП, в том числе с самозанятыми, договоры о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов строительства нельзя, так как это нарушает требования Градостроительного кодекса.


ДЕНИС КУТЕРГИН, CООСНОВАТЕЛЬ СЕРВИСА YOUDO

Специальный налоговый режим для само занятых — одна из лучших инициатив государства за последние годы. Он выгоден не только для самих самозанятых, но и для тех, кто с ними сотрудничает. Так, компаниям удобно работать с самозанятыми прежде всего по двум причинам. Во-первых, сейчаc для бизнеса это самый выгодный способ расчетов с физлицами. Налог — всего 6% с доходов. Более того, обязанность по уплате налога лежит на самозанятом, а не на компании, как при сотрудничестве с физлицом по гражданскому или трудовому договору. Во-вторых, действует упрощенный документооборот. В ходе сотрудничества нужны лишь два документа: договор и чек, который подтверждает, что заказ был выполнен. Чек в электронном виде формирует самозанятый. Акт выполненных работ — документ в данном случае необязательный.

Отдельно стоит сказать, что, учитывая названные выгоды, для компаний, которые используют нелегальные способы сотрудничества с физлицами, работа с самозанятыми — реальная возможность вернуть свой бизнес в правовое поле. Это, в свою очередь, минимизирует юридические риски, которые связаны с доначислением налогов, потенциальными штрафами и даже уголовной ответственностью. Что касается нашего сервиса YouDo, то он позволяет и физическим, и юридическим лицам привлекать исполнителей для решения определенных задач. На сервисе зарегистрировано более 3 млн исполнителей, многие из которых — самозанятые. В связи с этим компании часто задают нам вопрос, по какому критерию можно однозначно определить, в каких случаях можно применять НПД, а в каких нет. Но, к сожалению, одного критерия, по которому можно было бы четко сказать, что фактически перед нами отношения не с самозанятым, а с сотрудником, нет. Это всегда набор факторов. Я могу назвать много примеров, где по духу и сути взаимоотношений они действительно представляют собой временную работу с самозанятым. Но даже в таких отношениях могут быть, например, периодичность выплат и устойчивые связи в тот или иной период времени. Существуют заказы, которые самозанятый выполняет несколько месяцев, при этом у него может не быть других источников дохода и заказчиков. Это нормально. В наличии отдельных признаков трудовых отношений нет ничего страшного. Главное, чтобы большая часть характеристик взаимодействия с самозанятым не подпадала под признаки трудовых отношений.

Разобраться в отличиях взаимоотношений с работниками и заказчиками по договору гражданско правового характера, а также узнать основную информацию о налоговом режиме, допустимых и запрещенных видах деятельности для самозанятых поможет памятка, которую мы недавно подготовили с коллегами из ФНС и Роструда. Найти памятку можно на сайте https://npd.nalog.ru.

Статья опубликована в журнале "Трудовые споры"

Новости по теме