SKU: что это такое в торговле и мерчандайзинге?

Если ритейлер хочет добиться увеличения прибыли, он не может обойтись без отслеживания статистической динамики продаж. Процесс предполагает идентификацию каждой единицы продаваемой продукции для успешного контроля реализации и результативных исследований.
У каждого вида товарной позиции в торговой точке есть свой идентификационный код. Благодаря специальному идентификатору проводят организацию продукции на складе и ведут статистику.

Смысловое наполнение термина

Расшифровка аббревиатуры SKU – Stock Keeping Unit. Если перевести понятие на русский язык, получится «единица складского учета». Встречается использование аббревиатуры как в оригинальном варианте, так и в транслитерации: «СКУ» или «СКЮ».
SKU товаров помогает лучшим образом организовать хранение и сбыт продукции. Уникальный идентификатор полезно присваивать как физическим, так и нематериальным продуктам, а также услугам, операциям.

sku-feature-image-3.jpg


Что такое SKU в торговле? Простыми словами о сложном

SKU в маркетинге – это идентификационный код, присваиваемый каждому товару из ассортимента. Если изделия имеют одинаковые параметры, идентично выглядят, относятся к определенному бренду или категории, их снабжают аналогичным кодом.

Что такое SKU в торговле на практике? К примеру, можно взять партию ламп накаливания, поступивших в складское помещение магазина электротехники. Были заказаны единицы мощностью 60 и 100W, а в остальном параметры оказались идентичны. Поэтому целесообразно этим разным позициям назначить два идентификатора. Если же в дополнение различна форма лампочек, например, шарообразная и коническая, следует назначить четыре кода.

Для большей наглядности объяснения возьмем другую ситуацию. Небольшой магазинчик реализует картофельные чипсы. Выбрать можно среди двух брендов. Первый предлагает снеки со вкусом бекона и грибов, второй – со вкусом паприки и сыра. Упаковки предлагаются по 100 или 200 грамм. Следовательно, для покрытия всех комбинаций вышеупомянутой продукции потребуется назначить 16 идентификаторов.

Единых стандартов по назначению кода СКУ нет. Каждый магазин сам определяет для себя правила назначения артикулов. Оптимальная классификация включает перечисление ряда отличительных характеристик позиции:

  • сокращенное именование бренда;
  • тип упаковки;
  • вес и т. д.

К примеру, емкий идентификатор ALPM-PC-500 даст практически полное представление о молоке производителя Alpine Milk в пластиковых бутылках (PC) объемом 0,5 л.

СКУ в мерчандайзинге

Для приумножения доходов и стимулирования покупателей следует принимать комплекс аналитических мер. На выходе ритейлеры получают данные о спросе на конкретный продукт, информацию о популярности отдельных позиций.
В мерчандайзинге СКЮ – это позиция в ассортименте, используемая для следующих исследований:

  • АВС-анализ – разделение реализуемых позиций и их классификация по критерию важности;
  • XYZ-анализ – разбиение на обособленные группы, проводимое в зависимости от потребностей потребителя и точности прогнозов по спросу в будущем.
С помощью аналитики с применением вышеуказанных способов мерчандайзер добивается наиболее эффективного применения SKU. Полученные статистические выкладки помогают определить группы основных и дополнительных товаров. А это в свою очередь влияет на результативность продаж.

Связь SKU с другими мерами по управлению товаром

СКЮ – это элемент, который тесно связан с фейсингом, UPT и SRP, соблюдением принципа пропорциональности складского процесса, контролем стока.

Под фейсингом подразумевают грамотную выкладку единиц продукции на полке. Если количество СКУ превышает количество доступных для размещения ячеек, ритейлер не сможет выставить весь спектр имеющихся товаров. В случае недостаточного числа позиций в рамках одного СКУ снизится их оборот.

Что такое UPT в продажах простыми словами? Это расчет количества единиц проданной продукции в чеке. Данный показатель говорит о том, насколько отдельный продавец и магазин в целом эффективно продают товары одному покупателю за раз.

Что такое SRP в торговле? Shelf Ready Packaging – это вариант производственного упаковывания единиц продукции, который предполагает возможность их размещения на магазинных полках с конвейера, без промежуточных стадий.

Принцип пропорциональности складского процесса означает, что все операции на складе должны повторяться в равные промежутки времени и подчиняться единому расчетному ритму. Перерывы в технологическом процессе должны быть сокращены или вовсе устранены.

Что такое сток на складе? Это товарные единицы, не проданные за отведенное время. Если сток накопился в складском помещении, обычно организовывают распродажу.



Статьи по теме