Покупатели зачастую приходят в аптеку приобрести конкретный препарат, но в магазинах медицинской направленности не обойтись без грамотной выкладки товаров. Конечно, не имеет значения, как расположены упаковки с таблетками по рецепту, – их чаще всего размещают в ящиках, к которым имеет доступ только фармацевт. Однако, кроме медикаментов, в ассортименте представлены более распространенные средства. Уходовая косметика, витамины, солнцезащитные кремы, БАДы, – для сбыта подобных препаратов посетителя необходимо стимулировать к покупке. Мерчандайзинг в аптеке, выполненный с учетом ключевых маркетинговых принципов, поможет повысить товарооборот. Также правильная выкладка в целом обеспечивает приятную атмосферу в помещении и повышает имидж учреждения.
Выгоды аптечного мерчандайзинга
Преимущества для аптеки при правильном оформлении торгового зала очевидны:
- продажи увеличиваются, результатом чего становится рост прибыли;
- пространство на полках, стеллажах и витринах будет упорядочено и организовано.
При правильном подходе выигрывает не только магазин, но и сами клиенты. Поиск продукции становится быстрым и удобным. Благодаря этому часть покупателей перейдет в категорию постоянных. Это особенно заметно в аптеках спальных районов, когда люди могут выбирать среди нескольких конкурирующих магазинов.
Некоторые посетители стесняются спрашивать у фармацевта о наличии прокладок, контрацептивов, мазей от геморроя или других подобных медикаментах. Правильная выкладка для таких клиентов играет решающую роль. Посетитель сможет самостоятельно рассмотреть продукцию в наличии, а иногда – без лишних слов положить ее на кассу. В следующий раз этот же клиент вернется за товаром, поскольку обстановка обеспечивает быструю и спокойную покупку.
Правила выкладки товара в аптеке
Основные принципы раскладки продукции в аптечных учреждениях отчасти такие же, как и в магазинах прочих направлений. Однако фармацевтический мерчандайзинг связан с рядом тонкостей. Главный рабочий нюанс: расстановкой товаров занимаются сами фармацевты. Мерчандайзеры получают список согласованного ассортимента и проводят аудит.
При организации препаратов на полках и стеллажах необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- Раскладка по планограмме. Размещение продукции происходит не в спонтанной последовательности. Мерчандайзеры составляют планограммы, в которых прописывают мельчайшие подробности: количество СКЮ, фейсингов, размеры упаковок.
- Навигация по рубрикам. В отличие от супермаркетов и магазинов одежды, в аптеке важна четкая рубрикация с соответствующими надписями. Коробки абсолютно разных медикаментозных средств отличаются только по оформлению, поэтому человеку придется напрячься, чтобы найти нужную позицию. На стеллажах и витринах выделяют отдельные зоны и указывают на них соответствующими подписями: «Гомеопатия», «Уход за кожей лица» и так далее.
- Зонирование. Аптечные помещения условно делят на «холодные» и «горячие» зоны. Посетители зачастую движутся против часовой стрелки, поэтому особенно обращают внимание на товары в правой части зала ближе ко входу. Наиболее незаметными остаются углы и ниши. В них выгодно ставить столы и стульчики, оборудовать место с тонометром для измерения давления, устанавливать кулер для людей, которым нужно выпить таблетку сразу же после приобретения. Также здесь можно расположить полки с неходовыми или несезонными товарами.
Отдельная часть работы связана с сезонностью. Некоторые аптечные препараты наиболее актуальны к определенному сезону. Крем с SPF-фактором пользуется спросом именно летом. И хотя зимой солнцезащитные средства не исчезают из ассортимента, в летний период для них стоит выделить отдельный стенд.
Приемы мерчандайзинга в аптеке
Для организации товаров мерчандайзеры применяют различные подходы, которые способствуют продвижению отдельных медикаментов или фармацевтических брендов.
На практике удачно работают следующие приемы:
- Привлечение контрастом. Посетители неосознанно задерживают внимание на ярких цветовых сочетаниях. Удачным станет расположение рядом синих, красных, желтых упаковок. Комбинаций оттенков может быть много, но они не должны быть едкими и раздражающими глаз.
- Правило «золотой полки». При составлении планограммы дополнительно нужно рассчитывать, какие медикаменты приносят учреждению наибольшую прибыль. Их принято выставлять на уровне глаз человека.
- Зона спонтанных покупок. При оформлении витрин и торгового зала в аптеке особое внимание уделяют полкам возле кассы и стендам в проходе. Здесь рекомендовано размещать недорогие ходовые товары, такие как гигиенические салфетки, санитайзеры или аскорбинки.
Также важно поработать над освещением. Полки в «холодных» зонах дополнительно подсвечивают, чтобы привлечь внимание клиентов. При выборе светильников учитывают уровень света и его температуру. Приборы не должны перегревать медикаменты и приводить их в непригодность.