Что такое мерчандайзинг? Определение и разновидности

Для обеспечения активного оборота и высокого уровня продажи какой-либо продукции недостаточно выложить ее на полки. Часто покупателей побуждает к покупке не холодный расчет, а подходящие условия, например, размещение наименований определенным образом.

Для повышения вероятности совершения нужного действия клиентом торговые точки пользуются услугами мерчандайзеров. В результате влияния на бессознательные стимулы у аудитории эффективность продаж ритейлеров возрастает в среднем на 13%.


franki-chamaki-wkvKZR4e2OI-unsplash.jpg

Что такое мерчандайзинг в торговле?

Мерчандайзинг – это комплекс мероприятий, направленных на продвижение товаров и брендов на региональном рынке. Если говорить простыми словами, мерчандайзинг в магазинах – это набор специальных приемов и стратегий, благодаря которым посетитель с большей охотой забирает с полки увиденный продукт.

Согласно статистике, стоимость продукта – это лишь 70% гарантии его приобретения клиентом. Остальные 30% представляют собой различные психологические факторы. В обязанности торгового представителя входит увеличение вероятности совершения человеком покупки до заветных 100%.

Сфера компетентности представителей профессии мерчандайзера затрагивает розничную торговлю. Профессионалы своего дела работают там, где посетитель может рассмотреть предложенный ассортимент и остановить свой выбор на самой предпочтительной позиции. Немалое значение в рамках данной деятельности уделяют особенностям демонстрации продукта клиентам.

Располагать собственными мерчандайзерами в штате бывает не всегда целесообразно. Штатские профессионалы по продвижению товаров нужны, прежде всего, крупным компаниям с рядом торговых точек в нескольких городах. Небольшим ритейлерам рекомендуется обращаться за помощью к аутсорсинговым компаниям. Деньги, потраченные на заказ услуг мерчандайзеров на стороне, окупят себя благодаря итоговому повышению качества продаж и увеличению популярности магазина. Также агентства могут отправить специалиста, который будет размещать продукцию разных производителей. Такой подход имеет название «совмещенный мерчандайзинг». Он дает возможность сократить расходы на один бренд, распределив трату средств на несколько марок продукции.

Для чего нужен мерчандайзинг?


Мерчандайзеры применяют специальные тактики для стимулирования продаж в магазинах розничной направленности, чтобы:
  • увеличить товарооборот;
  • повысить лояльность целевой аудитории;
  • добиться продвижения отдельных брендов или категорий продукции.
Продвижение, помимо успешного опустошения магазинных полок посетителями, предлагает также формирование узнаваемости бренда. Для этого розничный продавец, располагающий несколькими помещениями, прежде всего, получит схожим образом оформленные торговые залы.

Основные правила мерчандайзинга?

Успешный мерчандайзер – это тот, который соблюдает три фундаментальных принципа:
  • информирование – посетитель должен увидеть, что определенный товар есть в наличии, и получить информацию о том, где находится искомая товарная позиция;
  • привлечение внимания – делается все, чтобы продукт невозможно было не заметить;
  • внедрение стимула – покупатель должен не только совершить покупку, но и хотеть вернуться обратно.
Если мерчандайзер работает на совесть, полки всегда будут заполнены, а товарные позиции разложены, согласно определенной схеме. В итоге магазин получает возросший объем продаж, увеличенную лояльность покупателей и дополнительные баллы имиджа.

Какие виды мерчандайзинга существуют?

Чтобы эффективно повлиять на потребителя, следует работать по всем доступным направлениям. Для этого проводят визуальный, технический и перекрестный мерчандайзинг. Ниже типы продвижения продукции рассмотрены в деталях.

Визуальный

Влияние на потенциального покупателя с использованием зрительных приемов. Это, в частности:
  • работа с цветовыми сочетаниями;
  • вычисление приоритетных мест торгового пространства для размещения позиций;
  • представление посетителю максимального числа товаров из ассортимента;
  • определение точек неиспользуемого пространства и их устранение.
Продажи увеличатся в значительной мере, если правильно выложить позиции, оформить стенды и стеллажи.

Технический

Это работа с POS-материалами: ценникодержателями, воблерами, пластиковыми лотками, флажками и т. д. Особенно актуален рассматриваемый набор приемов во время проведения рекламных акций. Перед мерчандайзерами стоит задача разместить все необходимые материалы и оборудование на своих местах и убрать их в нужное время.

Перекрестный

Набор приемов и методик нацелен на осуществление человеком, посетившим точку ритейла, импульсной покупки. Достичь нужного эффекта можно, разместив рядом товарные позиции, которые обычно покупаются вместе.
Примеры того, что такое кросс-мерчандайзинг в торговле:
  • Парное размещение товаров. Если позиции логически сочетаются, вероятность того, что покупатель придет на кассу с ними обеими, значительно возрастает. Это касается геля для душа и лосьона, средства для мытья посуды и набора губок и т. д.
  • Включение зон, объединенных тематикой. Рядом концентрируют товары общего друг с другом направления. К примеру, на День святого Валентина оборудуют площадку с валентинками, коробками конфет, мягкими игрушками и пр.
  • Создание отдела определенной тематики. Это более масштабный вариант предыдущего приема. Он предполагает выделение части торгового павильона значительной площади. К примеру, в секторе со стиральными машинами организовывают пространство со стеллажами, на которых размещены стиральные порошки, кондиционеры, сушилки, утюги, гладильные доски.
Некоторые магазины ограничиваются применением лишь одного или двух подходов. Но необходимо помнить, что лучший результат приходит при комплексном использовании всех видов мерчандайзинга.


Статьи по теме