Что такое мерчандайзинг: определение и принципы

Чтобы в магазине происходил активный оборот товаров, а продажи всегда оставались на высоком уровне, недостаточно просто выложить их на полки. Когда покупатель делает покупки, то неосознанно выбирает продукцию, размещенную определенным образом. Чтобы создать дополнительный стимул к приобретению той или иной товарной позиции, ритейлеры обращаются к мерчандайзерам. Комплексное применение приемов и методик, которые специалисты используют в работе, помогает увеличить продажи на 13%.

franki-chamaki-wkvKZR4e2OI-unsplash.jpg

Что такое мерчандайзинг и зачем он нужен?

На вероятность приобретения товара на 70% влияет его стоимость. 30% – это психологические факторы воздействия. Чтобы гарантия покупки была почти стопроцентной, не обойтись без помощи мерчандайзеров.

Понятие применимо к розничной торговле, где покупатели имеют возможность детально рассмотреть ассортимент и выбрать необходимую позицию из множества представленных. Это часть маркетингового процесса, которая включает демонстрацию продукции посетителям. Простыми словами, мерчандайзинг – это деятельность по представлению и продвижению товаров, в результате которой клиент принимает решение купить товар.

Нанимать мерчандайзеров в штат – далеко не всегда выгодно. Особенно это чувствуется в крупных компаниях, где необходимо большое количество специалистов для разных торговых точек в различных городах. Альтернативный и результативный выход – наем подрядчика из аутсорса. Затраченные средства быстро окупятся за счет повышения качества продаж и популярности торговой точки. Также у агентств существуют вид мерчандайзинга, где мерчандайзер занимается размещением продукции разных компаний, что сокращает затраты на оплату его труда для одного бренда, распределяя их на нескольких. Это называется совмещенный мерчандайзинг, и он существенно помогает сократить расходы на специалистов.

Цели мерчандайзеров

Мерчандайзинг включает в себя применение различных тактик, которые используются в розничных магазинах для стимулирования продаж. В конечном результате ритейлер получает: 

  • увеличение товарооборота;
  • более высокую лояльность потребителей;
  • эффективное продвижение отдельных марок или категорий продукции.
Кроме влияния на потребительские привычки, мерчандайзинг также важен для формирования узнаваемости бренда. Например, даже если у розничного продавца несколько магазинов, торговые залы во всех точках будут оформлены похожим образом.

Основные принципы мерчандайзинга

При использовании приемов для влияния на потребителя необходимо действовать по правилам, установленным в этой сфере. Стандарты мерчандайзера включают:

  • полное информирование посетителя о товарной позиции и ее местонахождении;
  • привлечение внимания к конкретной продукции;
  • стимулирование совершить покупку и в будущем вернуться обратно.

В магазинах, где работают мерчандайзеры, стеллажи всегда заполнены, а товары разложены по разработанной планограмме. Как результат, увеличиваются лояльность покупателей, продажи и имидж магазина.

Какие бывают типы мерчандайзинга?

Чтобы эффективно увеличить продажи, необходимо влиять на потребителей с разных сторон. Воздействовать можно несколькими способами, поэтому существуют три основные категории мерчандайзинга.

Визуальный

Все приемы, которые относятся к этой категории, связаны со зрительным воздействием на посетителей. Среди них: 

  • грамотный подбор цветовых сочетаний;
  • определение фокусных точек в торговом зале, на которые с большой долей вероятности человек обратит повышенное внимание;
  • выкладка максимального количества позиций из ассортимента;
  • эффективное заполнение неиспользуемого пространства.
Визуальный мерчандайзинг оказывает огромное влияние на качество обслуживания покупателей в магазине. Правильная выкладка товаров, оформление стендов и стеллажей подталкивают клиентов к покупке, что в значительной мере влияет на увеличение продаж.

Технический

Включает контроль POS-материалов. Часто к подобным услугам прибегают временно, например, в период рекламных акций. Мерчандайзеры следят за тем, чтобы все торговое оборудование стояло на месте и не занимало пространство по истечении обозначенного срока.

Перекрестный

Главная задача заключается в том, чтобы простимулировать клиента к импульсной покупке. Для этого на одной полке рядом выставляют товары, которые обычно приобретают вместе. Показательными примерами являются:
  1. Парное размещение логически сочетающихся позиций. Рядом размещают средство для мытья посуды и губок, шампунь и кондиционер для волос. Вероятность приобретения обоих товаров высокая, поскольку их обычно и используют в паре.
  2. Создание тематических зон. В одном месте выкладывают продукцию, которая имеет общее назначение. К примеру, летом можно оборудовать площадку с вещами для походов: палатками, репеллентами, туристическим снаряжением. 
  3. Отдел с определенной тематикой. Расширенная версия предыдущего приема, в которой необходимо выделить часть торгового павильона с большой площадью. Например, в секторе с бензопилами устанавливают стеллажи с моторным маслом. 

Для лучшего результата все инструменты мерчандайзинга стоит использовать комплексно. В некоторых торговых точках прибегают только к одной или двум разновидностям.

Статьи по теме

Статьи