В любой торговой точке, которая специализируется на продуктах питания, не обойтись без работы мерчандайзера. Правильное расположение продукции обеспечивает многочисленные выгоды как для продавца, так и для покупателя. Ритейлер увеличивает товарооборот, повышает продажи и получает большую прибыль. Посетители быстро и без лишних затруднений выбирают нужную позицию по приемлемой цене. Специалисты осуществляют правильную выкладка товара в продуктовом магазине согласно основным принципам мерчандайзинга. В них входят базовые правила и приемы, которые неоднократно показали свою эффективность на практике.
Основы выкладки товара в продуктовом магазине
Торговые точки, в которых представлены продукты питания, навряд ли останутся без посетителей. Вопрос в том, как организовать большие продажи и привлечь поток покупателей. Это особенно актуально в районах с многочисленными конкурирующими точками, когда покупатели могут выбрать, где купить ингредиенты для ужина после работы.
Мерчандайзинг – это искусство организовать торговое помещение таким образом, чтобы побудить потребителей покупать больше. Для того, чтобы работа была успешной и результативной, следует учитывать основные правила и способы выкладки.
Принципы
Размещая продукцию на полках, мерчандайзеры принимают во внимание базовые тонкости выкладки. Товары располагают:
- наглядно – упаковки поворачивают «лицом» к покупателю, чтобы при первом взгляде человек увидел наименование марки;
- системно – беспорядок на стеллажах снижает лояльность покупателей и имидж продавца;
- рационально – торговое оборудование не должно пустовать или стоять без дела;
- достаточно – полки должны быть полностью заполненными, при этом в зале выставляют все единицы, которые числятся на складе.
Еще один базовый принцип – совместимость. Для продуктовых магазинов это особенно актуальное правило, поскольку весь представленный ассортимент имеет срок годности. Нельзя выставлять рядом продукты, для которых рекомендованы разные условия хранения. Если в одном холодильнике расположить молоко и колбасы, площадка потеряет не только доверие покупателя, но и сам товар.
Способы
Единого ответа на вопрос, как правильно расставить товар в магазине продуктов, нет. Все зависит от множества факторов, в том числе статистики продаж. Обобщенно способы раскладки разделяют на несколько типов. Продукцию размещают:
- сгруппировано – продукты одного типа располагают на одном стенде (частым примером служит выкладка чая в магазине от разных производителей);
- вертикально – однородная продукция расположена по вертикали;
- горизонтально – товары одного типа выкладывают по длине стеллажа;
- блочно – способ применяют для позиций от одного бренда и размещают блоком.
Некоторые складские единицы в продуктовых маркетах целесообразно выкладывать на отдельном стенде. Это удачный вариант при промоакциях, когда производитель или ритейлер хочет повысить продажи конкретной позиции.
Как правильно расставить продукты в магазине: схема примерной выкладки
Перед размещением продукции мерчандайзеры работают над схематическим расположением товаров. Для правильной выкладки продуктов нужно составить планограмму. Для ее разработки необходимо просчитать, что посетители покупают чаще всего, какие позиции не пользуются спросом, а какие нужно продвигать через грамотный мерчандайзинг. Однако в основе – не только данные по продажам, но и базовые маркетинговые правила. Даже их использование увеличивает товарооборот и повышает прибыль ритейлера:
- Верхняя полка. До самого верха стеллажа тяжело дотянуться рукой, поэтому эту зону также именуют «мертвой». В этой части оптимально раскладывать продукты, которые не пользуются спросом у потребителей. Удачным будет и кардинально противоположный вариант – положить самые покупаемые позиции, которые в любом случае будут быстро продаваться.
- Центральная полка. Часть стеллажа, расположенную на уровне глаз человека, также называют «золотой» или приоритетной. Они находятся на высоте примерно 1,6 м. Здесь стоит размещать наиболее ходовые или дорогие товары.
- Нижняя полка. В этой зоне рекомендовано располагать тяжелые предметы, например, воду в пятилитровых бутылках. В нижнем левом углу, который считается холодной зоной, принято размещать продукты массового спроса или позиции, которые редко покупают.
Также стоит учитывать высоту полок. Расстояние между товаром и верхней планкой не должен быть меньше 3-4 см. В противном случае упаковку будет сложно достать. Большая дистанция говорит о нецелесообразном применении торгового оборудования.
Если речь идет о продуктовых супермаркетах, отдельно мерчандайзеры работают над детской зоной. В этом случае «золотая» полка находится на уровне глаз ребенка – именно на ней стоит размещать самые популярные позиции.