Цели и правила ротации в магазинах и складской логистике

Увеличение товарооборота, своевременная реализация продукции по срокам годности, оптимизация складских запасов являются основными задачами мерчандайзера. Для этого применяется ротация товара – распределение мест расстановки и объема по одному или нескольким критериям. Для выбора оптимальной методики изучают правила, рекомендации.

464628921.jpg

Что такое ротация товара?


Изменение ассортимента на витринах магазина или склада выполняется по определенной схеме. Для этого процесса разработана специальная терминология. Понять и определить, что такое ротация в торговле, своими словами можно на конкретном примере. Есть категория с большим запасом, ассортимент которой выставляют на передней линии полок для привлечения покупателей. Это классический способ избежать вынужденного списания.

Правила сортировки:

  1. Составление планограмм. Расположение стеллажей, описание способов транспортировок.
  2. Соблюдение тематики отдела, отсутствие несогласованных категорий.
  3. Приоритеты реализации, размещение на уровне взгляда посетителя.
  4. Учет ассортимента.

Схемы динамичные, изменяются в зависимости от текущих приоритетных целей. Исключают конфликт «интересов» определенных позиций, брендов. В формировании планограммы участвуют все ответственные лица.

Примеры перемещения

Методика распределения зависит от места расположения объектов продажи – на складе или в зале. Если спросить у мерчандайзера, что такое ротация товара в магазине по срокам, его ответ будет отличаться от определения завсклада этой же компании. Поэтому для точного понимания рекомендуется ознакомиться со спецификой этапов хранения и мерчандайзинга. 

Что такое ротация продуктов питания? 

Базовые параметры сортировки – сезонность, повышение товарооборота определенной категории (бренда). Помимо карты расположения, учитывается время доставки со склада, сложность расстановки. Важно, чтобы при выполнении последнего покупателям не создавались неудобства. Выход – планирование выполнения утром, вечером или при самом низком наплыве клиентов.
 
Рекомендации:
  • учет товарного соседства с гармоничными переходами от одной группы к другой;
  • требования к хранению, подготовка витрин, холодильников, прилавков;
  • своевременное перемещение на акционные стеллажи;
  • формирование оперативного запаса для пополнения.
Последнее должно быть учтено в обустройстве помещения. Для этого используются технические полки, ниши. Для специальных групп необходимы холодильные установки либо системы кондиционирования. 

Что такое ротация товара по срокам? 

Контроль даты изготовления и допустимого времени употребления продуктов позволит избежать нарушения законодательства. Выход – современное перемещение или замена. Важно выбрать место на витрине по принципу первого визуального контакта. Упаковки с предельной датой годности ставят в главный ряд.

Однако этим правилом владеют не только мерчандайзеры. Опытные покупатели не ленятся дотянуться до 2 или 3 ряда. Выход – составление первичной статистики. Анализируют, какой ассортимент пользуется спросом лучше в зависимости от расположения. Учитывается сезонность, время массовой реализации, периоды относительного «затишья». Используя такой подход, можно определить оптимальную локацию для конкретной продукции.

Что такое ротация на складе? 

Работа логистических комплексов подразумевает другие принципы перемещения запасов. Приоритеты – первоочередная передача на реализацию (доставку). Выполняется разбивка помещения на зоны хранения с учетом габаритов, веса упаковки, требований к условиям. Контейнеры для загрузки (выдачи) располагаются в отдельной области.
 
Принципы организации пространства:
  • FPFO. Размещение по датам выпуска. Упаковки с более ранними сроками устанавливают на полках с быстрой доступностью.
  • FEFO. Грузы, находящиеся в зоне риска. Отгрузка по минимальным периодам годности.
  • FIFO. Что раньше пришло, первым отгрузилось. Самая простая схема.
  • LIFO. Актуален для позиций без ограничений по использованию. В область выдачи отправляют груз, пришедший самым последним. Снижается интенсивность работы складской структуры.
Эти же правила можно применять для торговых залов, при организации выкладки. Но нужно учесть специфику хранения и продажи. Необходима адаптация для каждого конкретного случая, приоритеты – комфорт клиента, быстрый выбор продукции.

Каждый мерчандайзер должен знать, что такое ротация продукции в магазине, и как правильно использовать принципы оборота в пределах торговой точки. Основа – теория и анализ поведения покупателей. Дополнительно берутся во внимание коммерческие приоритеты – необходимость быстрой продажи, рекламная компания, презентация новых категорий.

Рекомендуется изучить опыт аналогичных торговых организаций, ознакомиться с профильной справочной литературой. Ротирование не должно быть чрезмерным, важно соблюдать баланс оборота.

Статьи по теме