Правила и роль ротации товаров в магазине

Одна из важнейших методик работы в мерчандайзинге – регулярная ротация продукции на полках магазинов. С ее помощью удается не только быстрее продавать складские запасы. Магазины ощущают на себе и другие позитивные последствия. Для ритейлеров это становится результативным способом увеличения дохода и организации запасов. 

464628921.jpg

Что такое ротация товара в магазине?

Понятие обозначает сортировку и размещение продукции по определенной методике. Это процесс организации запасов для уменьшения потерь, вызванных естественными факторами: истечением срока действия или устареванием.

Существуют несколько способов ротировать ассортимент:

  1. Ротация по срокам годности. Суть приема следующая. Наиболее свежую продукцию размещают как можно глубже на полке. Ближе к покупателю ставят товары, которые нужно реализовать в ближайшее время. Таким образом можно избежать порчи запасов. При этом не имеется в виду продажа просрочки – за это полагается административное наказание. Метод достаточно трудоемкий в случае скоропортящейся еды. Мерчандайзеры должны оперативно осматривать сроки годности и переставлять продукты.
  2. Количественная ротация продукции. Задача мерчандайзера – спрогнозировать продажи определенного количества позиций и заказывать новую партию, когда будет раскуплена предыдущая. Такой подход помогает максимально освободить складское помещение и оптимизировать пространство для хранения.
  3. Ценовая сортировка. На вероятность покупки в значительной мере влияет стоимость. Чтобы простимулировать потребителя, более дешевые товарные единицы выставляют на заметное место. Например, во время новогодних праздников подарочные коробки с конфетами, на которые заявлена скидка, размещают недалеко от входа. 

Ритейлеры, которые прибегают к ротированию, довольно быстро отмечают положительные последствия. Среди достоинств этого метода: 

  • экономия финансов, которые необходимо тратить на утилизацию просроченных продуктов;
  • улучшение товарооборота;
  • большее количество времени, которое посетители тратят на поиск перемещенного товара, приводит к спонтанным покупкам;
  • повышение лояльности покупателей за счет постоянного обновления ассортимента.
Для розничных продавцов указанные действия – важный компонент организации товаров в торговом зале, который помогает сократить финансовые потери.

Правила ротации товара

Эффективное воздействие на потребителей невозможно при хаотичном размещении. То же самое касается и ротации. Перед сортировкой и перераспределением позиций на полках мерчандайзеры проводят аналитическую работу. Необходимо составить планограмму, в которой схематически обозначено распределение продукции по стеллажам, полкам и стендам. 
При соблюдении ротации товаров следует действовать согласно основным принципам выкладки, которые включают:

  • тематичность – категоризацию товарных групп общей тематики, парную расстановку;
  • наглядность – посетитель должен с первого взгляда определить производителя и название;
  • приоритетность – на центральных полках на уровне человеческого взгляда должны размещаться товары, которые магазин хочет продать в первую очередь;
  • представление всего ассортимента – нежелательно допускать полного отсутствия SKU в торговом зале.

Также существуют отдельные правила, касающиеся непосредственно перестановки продукции. Основные принципы, которые используются в мерчандайзинге:

  1. FIFO. С английского буквально расшифровывается как «первый пришел, первый ушел». Это значит, что продукты или изделия, которые раньше других поступили на склад, должны первоочередно попасть в корзину покупателя. Это предпочтительный метод управления запасами для большинства предприятий розничной торговли, особенно в сфере продуктов питания и напитков.
  2. FEFO. В переводе аббревиатура означает «первый закончился, первый вышел». Применим к скоропортящимся продуктам, которые поступают на склад. Работа по этому принципу более сложная, чем в предыдущем случае. Необходима постоянная проверка дат истечения срока годности, однако это позволяет гарантировать качество продукции. В свою очередь, результатом становится дополнительная выгода – удовлетворенность клиентов и повышение репутации.
Но нельзя заниматься перестановкой слишком часто. Чрезмерная ротация – это ошибка, которая может привести к негативным последствиям. Если человек каждый раз ищет любимый соус и находит его в новом месте, то желание приходить в конкретную торговую точку снижается. 12-18% потребителей с консервативным подходом к закупкам откажутся от приобретения в этом магазине и перейдут к конкурентам, поэтому мерчандайзерам необходимо выдерживать золотую середину и не увлекаться хаотичным и постоянным перемещением.

Статьи по теме

Статьи