Планограмма и ее роль в увеличении продаж товаров

Товары выкладывают на полках не в случайной последовательности. При размещении мерчандайзеры используют существующие стандарты, которые в розничных точках продаж разных направлений отличаются. Правильное распределение конкретных позиций помогает воздействовать на покупателя. В результате повышаются продажи и, как следствие, доход компании.

planogramhylla-768x488.jpg

Что такое планограмма выкладки товара?

Чтобы продукция на полках лежала согласно нормам, необходимо заранее продумать схему. Планограмма – это один из инструментов мерчандайзинга, который обычно является компонентом более подробной визуальной документации. По нарисованному плану выкладывают и распределяют по залу продукцию от разных брендов. Представленная информация должна быть полноценной, чтобы при рассмотрении можно было увидеть точную полку, на которой будет находиться определенная позиция.

Схемограммы применяют ритейлеры всех сегментов. Особенно полезны планограммы для продуктовых магазинов или крупных торговых точек, которые продают много товарных категорий от ряда поставщиков и имеют большое пространство для их размещения.

Для чего нужна планограмма в магазине?

Основная роль плана – визуализация будущей организации товарных единиц. Схематическая прорисовка позволяет систематизировать распределение продукции по разным стендам или отделениям стеллажей.

Их использование для планирования компоновки имеет ряд преимуществ. Глобальная цель заключается в увеличении товарооборота и повышении реализации. Также благодаря планограмме в магазинах продуктов или других розничных торговых точках удастся проконтролировать расположение ассортимента товаров отдельных марок. 

Виды планограмм

В мерчандайзинге выделяют несколько разновидностей схемограмм, среди которых:

  1. Горизонтальная и вертикальная. Относятся к стандартным методам. Товары размещают вдоль по горизонтали или вертикали.
  2. Корпоративная. Предложения одного бренда располагают одним блоком. В результате покупатели тратят больше времени на рассматривание и выбор.
  3. По группам. Ассортимент из одной категории помещают в одном месте, не ориентируясь на производителя.
  4. Дисплейная. Для выкладки предложений конкретной марки используют индивидуальный стенд и размещают отдельно от остальных. Как правило, стойки при дисплейном расположении оформляют с использованием айдентики бренда: логотипа, основных цветов.
  5. Напольная. Часть товаров в определенных условиях выгодно расставлять в нестандартной конфигурации. Для этого используют паллеты, поддоны, различные корзины.

В зависимости от методики составления, мерчандайзеры комбинируют различные виды выкладок в торговом зале.

Составление планограммы: принципы и правила

Разработка схемограммы магазина происходит с учетом следующих особенностей:

  • площадь расстановки должна соответствовать прогнозируемым объемам продаж;
  • на стеллажи выкладывают весь имеющийся ассортимент;
  • соседние продукты не могут иметь отличающиеся условия хранения;
  • компоновка проводится системно с разделением товарных групп на блоки;
  • параметры упаковок должны соотноситься с высотой полок.

Необходимо грамотно размещать продукцию на различных уровнях:

  • в нижней части лучше выкладывать позиции, которые потребители выбирают осознанно, не подвергаясь импульсивному решению о покупке;
  • сверху выгодно раскладывать дорогие изделия или продукты в необычных стилизованных упаковках;
  • для рядов на уровне глаз существует правило «приоритетных полок» – согласно ему, на уровне глаз посетителя должны находиться наиболее прибыльные категории или товары, в отношении которых в текущий момент проводится рекламная кампания.

Также учитывают действия покупателей, например, их передвижение по залу. Принимается во внимание логика представления отдельных позиций, чтобы полностью удовлетворить запросы посетителей.

Создание планограммы магазина

Разработку проводят пошагово, ориентируясь на идеи и концепцию конкретной компании. Однако есть определенный алгоритм, которым руководствуются все мерчандайзеры. Порядок составления планограммы следующий:

  • Этап 1. Проводятся подготовительные работы. Необходимо выбрать методы, определить оборудование, которое будет использовано для размещения товарных единиц.
  • Этап 2. Составление схемы. Планограмма выкладки обязательно отображена с детальной прорисовкой. 
  • Этап 3. Каждая учетная складская единица обозначается условной маркировкой. Такой подход упрощает организацию.
  • Этап 4. Обсуждение документа с руководством компании. Также иногда сами поставщики предлагают свои решения.

Если схема одобрена, можно приступать непосредственно к расстановке продукции согласно планограмме.

Статьи по теме

В течение часа мы перезвоним вам:


Чтобы узнать адресную программу/географию проекта, объем SKU/тайминг в торговой точке, количество FTE

Сделать предложение, отвечающее исключительно вашим целям и задачам