Товары выкладывают на полках не в случайной последовательности. При размещении мерчандайзеры используют существующие стандарты, которые в розничных точках продаж разных направлений отличаются. Правильное распределение конкретных позиций помогает воздействовать на покупателя. В результате повышаются продажи и, как следствие, доход компании.
Чтобы продукция на полках лежала согласно нормам, необходимо заранее продумать схему. Планограмма – это один из инструментов мерчандайзинга, который обычно является компонентом более подробной визуальной документации. По нарисованному плану выкладывают и распределяют по залу продукцию от разных брендов. Представленная информация должна быть полноценной, чтобы при рассмотрении можно было увидеть точную полку, на которой будет находиться определенная позиция.
Схемограммы применяют ритейлеры всех сегментов. Особенно полезны планограммы для продуктовых магазинов или крупных торговых точек, которые продают много товарных категорий от ряда поставщиков и имеют большое пространство для их размещения.
Основная роль плана – визуализация будущей организации товарных единиц. Схематическая прорисовка позволяет систематизировать распределение продукции по разным стендам или отделениям стеллажей.
Их использование для планирования компоновки имеет ряд преимуществ. Глобальная цель заключается в увеличении товарооборота и повышении реализации. Также благодаря планограмме в магазинах продуктов или других розничных торговых точках удастся проконтролировать расположение ассортимента товаров отдельных марок.
В мерчандайзинге выделяют несколько разновидностей схемограмм, среди которых:
В зависимости от методики составления, мерчандайзеры комбинируют различные виды выкладок в торговом зале.
Разработка схемограммы магазина происходит с учетом следующих особенностей:
Необходимо грамотно размещать продукцию на различных уровнях:
Также учитывают действия покупателей, например, их передвижение по залу. Принимается во внимание логика представления отдельных позиций, чтобы полностью удовлетворить запросы посетителей.
Разработку проводят пошагово, ориентируясь на идеи и концепцию конкретной компании. Однако есть определенный алгоритм, которым руководствуются все мерчандайзеры. Порядок составления планограммы следующий:
Если схема одобрена, можно приступать непосредственно к расстановке продукции согласно планограмме.