Мерчандайзинг обуви: как правильно расставить товар магазине?
Правильное размещение обуви в магазине делает приятной общую атмосферу помещения. Визуальный мерчандайзинг также повышает товарооборот, поскольку стимулирует посетителя к покупке. Чтобы выкладка была не только красивой, но и результативной, необходимо придерживаться нескольких ключевых принципов.
Визуальный мерчандайзинг обуви: основные правила
Рассмотрим несколько базовых приемов, которые сделают выкладку эффективной и повысят продажи:
Раскладка на витрине. Актуальная проблема в торговых центрах, где работает множество магазинов: товар качественный, подача грамотная, а до продукции покупатель не доходит, потому что даже не идет в помещение. Визуальный мерчандайзинг – важный инструмент, который помогает привлечь посетителя. В витринах обувных магазинов отлично срабатывают эмоциональные образы. Недостаточно просто поставить туфли или сапоги. Лучше установить манекены в стильном спортивном образе, визуально изобразить счастливую семью, которая гуляет по парку, улыбающихся людей. Раскладка должна вызывать эмоции и производить wow-эффект, чтобы клиент сам захотел ознакомиться с ассортиментом.
Зонирование. Вне зависимости от того, как сгруппирован товар, торговое помещение нужно разделить на зоны. Не рекомендовано выкладывать разные типы обуви на одном стеллаже. Этот вариант подходит разве что для точек из категории vintage store. Также мерчандайзер работает над тем, чтобы при поиске посетитель прошел большую часть товарного ряда. Например, мама ребенка дошкольного возраста целенаправленно идет за кроссовками для сына, а по пути видит новую коллекцию каблуков. Так она с высокой долей вероятности заприметит еще что-нибудь интересное и сделает более дорогостоящую покупку.
Сезонность. Летом редко покупают термосапоги. Конечно, некоторые покупатели предусмотрительно отправляются на шоппинг за зимними ботинками в августе, но таких меньшинство. То же самое касается и пляжных вьетнамок зимой. Поэтому нужно следить, чтобы в ассортименте было максимум сезонных вещей. Несезонные лучше оставить на складе или разместить в «холодных зонах», например, отдаленных нишах.
Представление в лучшем свете. Полки должны «читаться» – при правильной организации клиент визуально отмечает положительные черты продукции. Обувь удобно устанавливать на подставки и разворачивать под углом 45°, чтобы с первого взгляда были заметны все принты и декор, если они есть. При такой установке модель выглядит более «живой», как будто в реальной жизни.
Концентрация внимания. С психологической точки зрения человек способен удержать взгляд не более чем на 7 предметах. Идеально, если на полке рядом расположено до различных 5 моделей. В противном случае покупателю сложно сконцентрироваться, поэтому он не будет заострять внимание на представленных позициях. Между группами товаров можно оставлять свободное пространство. Также для разграничения удобно использовать торговое оборудование с разделителями.
Как и в торговых точках другой направленности, также работает правило «золотой полки». Самые дорогие и ходовые модели выставляют на уровне вытянутой руки (на высоте примерно 160 см).
Способы выкладки обуви
Профессиональные мерчандайзеры прибегают к нескольким методикам размещения продукции. Выбор зависит от направления работы и сегмента. Среди основных способов:
По категориям. Метод выкладки по группам – универсальный при мерчандайзинге в обувных магазинах и бутиках одежды. Покупатель чаще всего ищет определенный тип товара: кроссовки, ботинки, балетки. Категоризация – наиболее удобный способ расстановки: посетителю не придется долго ходить по торговому залу в поисках привлекательной модели.
По коллекциям. В магазинах одежды принято выделять отдельные стеллажи и вешалки для товаров из категории New Collection. Обувь из ассортимента, которая подходит по стилю, также можно расположить рядом. Клиент выберет комплект и дополнит его подходящей моделью кедов, слипонов или сапог. В обувных торговых точках такой вид расположения не всегда применим – сочетание разных типов обуви как минимум нелогично. Таким ритейлерам подойдет вариант расстановки по цветовым сочетаниям.
По брендам. Удачный вариант размещения в мультибрендовых торговых точках. Некоторые марки всегда пользуются популярностью и стали в некотором роде культовыми. Покупатели целенаправленно приходят за кедами Adidas или туфлями на каблуках Louboutin. Задача мерчандайзера – упростить поиск и отвести отдельные стеллажи для продукции таких компаний.
Также можно размещать продукцию по размерам. Выкладка такого рода применяется редко, хотя во времена дефицита продукцию часто располагали именно так. Однако сейчас этот метод можно использовать в магазинах-конфискатах и дискаунтерах. Его удобно использовать, когда ритейлер реализует остатки со склада.