Что такое управление доступностью товара, и как правильно рассчитывать показатели?

Показатель доступности товара имеет большое значение для розничной торговли. С его помощью удастся выяснить, насколько эффективно ведутся продажи определенной продукции, выявить причины снижения объема покупок. Управление показателем предоставляет возможность грамотно контролировать остатки, своевременно пополнять их наличие.

Варианты расчета

Существуют три подхода к расчету показателя. Первый опирается на остатки. Чтобы рассчитать этот вид доступности, необходимо дни, когда продукт присутствовал на полках или складе, разделить на общее количество дней между поставками. Например, в точке продается молоко конкретной марки. Все его упаковки из партии (20 пакетов) проданы за 3 дня. Новая поставка ожидается через 6 дней, и на протяжении 3-х из них стеллажи остаются пустыми. Это значит, что при 100% доступности число продаж потенциально может вырасти до 40 единиц. По итогу – указанной торговой точке целесообразно увеличить заказ продукта в 2 раза.
sigmund-HsTnjCVQ798-unsplash.jpg

Стоит учитывать, что у описанного показателя есть особенности, так как выше представлена идеальная модель работы маркета. В реальности ситуация может оказаться следующей:
  • единицы могут не присутствовать на полках, но быть на складе;
  • часть продукции может быть бракованной или у нее выйдет срок пригодности, из-за чего выставить в зал ее не удастся;
  • позиции могут нерегулярно выставляться, что будет искажать реальную картину.
Если факторы замечены, можно говорить о неэффективной работе магазина, неточности полученных данных. Как результат, продажи в точке окажутся ниже рассчитанных.

Второй вариант – доступность по продажам. Здесь в расчет идут не те дни, когда продукция стоит на стеллажах, а факты ее приобретения. Если на протяжении недели (между пополнениями) продукт покупался 6 дней, это означает, что коэффициент составит: 6/7=85%. Соответственно, объем закупок рекомендуется увеличить на 15%.

У показателя тоже есть специфика. Его уместно применять для продуктов, которые пользуются ежедневным спросом – молочные, хлебобулочные изделия, кондитерка. Если с его помощью высчитать, к примеру, доступность элитного алкоголя, то конечная цифра окажется неточной, так как его покупки могут не совершаться из-за высокой стоимости.

Третий подход – расчет с учетом минимального товарного запаса. Методика особенно полезна для супермаркетов, занимающихся реализацией значительного числа продукции. Чтобы разобраться в расчетах, предварительно нужно понять, что такое минимальный запас. В маркетинге он представляет количество продукции, подходящей для обеспечения оптимального объема ежедневных продаж. Говоря простым языком, это то число позиций, которое посетители должны купить ежедневно, чтобы продавец вышел «в плюс».

Рассчитывается коэффициент по аналогии с первым, однако в учет не берутся все те дни, когда товар, хоть и был на остатке, но не превысил допустимого минимума. Метод можно считать наиболее результативным. Он помогает не только своевременно заполнять полки продукцией, но и определять ее оптимальный объем.

Зачем нужно управление доступностью товара?

Если речь идет о небольшом розничном магазинчике, высчитать нужное количество единиц при закупке зачастую несложно. Продавцу достаточно посмотреть на витрины и оценить, какими позициями их следует дополнить. Однако, когда приходится организовывать закупки в маркете даже средних размеров, такое задание усложняется. Владелец точки не может ориентироваться на текущую ситуацию – он обязан видеть целостную картину за неделю, а еще лучше – за месяц, ведь не все покупки могут быть регулярными и систематическими.

Если в торговой точке проводится грамотное управление, менеджмент всегда знает, каких единиц на полках оказывается недостаточно, а какие – в избытке. Также при правильной организации этого процесса можно определить, насколько эффективно работает персонал – вовремя ли он выставляет продукты, следит ли за их сроком годности и т.д. В итоге, владельцам таких магазинов удается не только улучшить внутренний менеджмент, но и повысить прибыль.

Почему лучше передать задачу на аутсорсинг?

При необходимости провести управление доступностью товара в сфере торговли, его стоит доверить сторонним агентствам, которые специализируются на таких задачах. В этом случае можно получить несколько преимуществ:
  • профессиональный подход с использованием всех современных инструментов;
  • быстрое предоставление результатов;
  • непредвзятость к персоналу, руководству и самой компании – магазину, сети и т.д.
Заказать услугу можно у OPEN Group – компании, которая на протяжении многих лет является лидером рынка в вопросах маркетинга и мерчандайзинга. Ее специалисты с ответственностью подойдут к любой задаче, предоставив качественный результат в короткие сроки.

Статьи по теме

Back to Top