Мерчандайзинг торгового зала: как сделать эффективную выкладку?

Одним из эффективных инструментов маркетинга, использующихся в торговле, выступает мерчандайзинг. Деятельность специалистов в этой области заключается в том, чтобы размещать продукцию в торговых залах наиболее эффективным и выигрышным способом. Как показывают исследования, при наличии грамотной выкладки супермаркет может повысить свои продажи на 30%. Кроме этого показателя, значительно вырастает число постоянных клиентов сети, что очень важно в условиях современной конкуренции. 

17bfe3e3efb900eba5d98fea649f5784.jpg

Главные принципы эффективного мерчандайзинга

Специалист, занимающийся выкладкой продукции, учитывает такие основополагающие принципы:

1)     Вся продукция должна иметь хорошую визуализацию. Это означает, что каждая позиция должна быть хорошо видна покупателю, независимо от стороны и места обзора. В данном случае значение имеет своевременное пополнение запасов товаров на полке на протяжении дня.
2)     Товар должен быть доступен. Покупателю необходимо иметь возможность самостоятельно достать до необходимого ему товара, не привлекая для этого продавцов или вспомогательные конструкции, так как это будет вызывать дискомфорт. Причем наиболее востребованные наименования располагаются на уровне глаз.
3)     Ассортимент должен регулярно пополняться. Чем большим будет выбор у покупателя, тем выше шансы того, что он повторно придет в конкретный магазин для совершения покупки.

Не стоит также забывать о том, что в зале должна царить приятная атмосфера. Создается она с помощью использования специального оформления и музыкального сопровождения. Некоторые магазины дополнительно используют запахи – например, запах кофе для того, чтобы пробудить аппетит у посетителей и побудить их на совершение покупки продуктов питания.

К принципам успешного мерчандайзинга стоит отнести и качество обслуживания в торговой точке. Сотрудники обязаны не только следить за наличием всех необходимых позиций товара, но и предоставлять консультации покупателям по ассортименту и его характеристикам. Такой супермаркет точно обзаведется большим количеством постоянных клиентов.

Планировка пространства

Мерчандайзинг торгового зала включает выбор подходящей планировки. От нее будет зависеть, насколько большим сможет оказаться поток посетителей – грамотная расстановка продукции будет их стимулировать увеличивать свой маршрут при передвижении по залу. В поисках необходимой продукции они будут проходить мимо множества стеллажей и, вполне вероятно, совершать не одну импульсную покупку.

К наиболее распространенным вариантам планировки площадей можно отнести такие:

1)     Боксовая – подходит для залов с большой площадью. Она подразумевает разделение пространства на отдельные секции. Часто ее можно увидеть в отделах с ювелирными изделиями.
2)     Линейная – оборудование располагается параллельно друг другу и перпендикулярно линии касс. Чаще всего используется в продуктовых супермаркетах.
3)     Смешанная – сочетает два выше указанных варианты. Может быть использована в больших гипермаркетах, где представлен широкий ассортимент: продукты питания, косметика, одежда, украшения и т.д.
4)     Выставочная – предполагает размещение стеллажей вдоль стен. Используется в шоу-румах, винных бутиках и подобных маркетах класса люкс.
5)     Свободная – позволяет разработать план помещения по индивидуальному заказу. Здесь могут располагаться любые виды оборудования, включая нестандартные варианты.

Выбор той или иной планировки зависит от особенностей торговой площади – ее размеров, высоты потолков и т.д. Также значение имеет тип продукции, который предусмотрен для продажи. Необходимо просчитать и ожидаемое число клиентов, ведь свободного пространства должно хватить для их комфортного перемещения.

Где заказать услуги профессионального мерчандайзера?

Некоторые крупные сети имеют в своем штате мерчандайзеров, которые занимаются оформлением зала, грамотной расстановкой продукции. Кроме того, они обучают персонал тому, как правильно выкладывать те или иные товары, почему важно вовремя пополнять их запасы на полках и т.п.

Но похвастаться наличием штатного мерчандайзера могут далеко не все. Особенно невыгодно это оказывается мелким сетям или частным магазинам. Они не хотят нанимать на работу специалиста, услуги которого потребуются нерегулярно – им придется выплачивать зарплату, налоги, предоставлять пакет социального обеспечения. Иногда у компании может просто не оказаться лишних средств для таких затрат.

В такой ситуации оптимальным вариантом станет использование услуг аутсорсинга. Компания OPEN Group готова предоставить специалистов всевозможных направлений, включая мерчандайзеров. Это профессионалы с богатым опытом успешно реализованных проектов, которые смогут выполнить поставленную задачу точно и в срок. Используя услуги на аутсорсинге, руководству торговой сети или отдельного магазина нужно будет оплачивать только реально проделанную работу, что выгодно для обеих сторон.

Статьи по теме