Аптечный мерчандайзинг: базовые правила и приемы организации товаров

Покупатели зачастую приходят в аптеку приобрести конкретный препарат, но в магазинах медицинской направленности не обойтись без грамотной выкладки товаров. Конечно, не имеет значения, как расположены упаковки с таблетками по рецепту, – их чаще всего размещают в ящиках, к которым имеет доступ только фармацевт. Однако, кроме медикаментов, в ассортименте представлены более распространенные средства. Уходовая косметика, витамины, солнцезащитные кремы, БАДы, – для сбыта подобных препаратов посетителя необходимо стимулировать к покупке. Мерчандайзинг в аптеке, выполненный с учетом ключевых маркетинговых принципов, поможет повысить товарооборот. Также правильная выкладка в целом обеспечивает приятную атмосферу в помещении и повышает имидж учреждения.

4_AMlab_PHARMACIE_BILGRAER_SITE.jpg

Выгоды аптечного мерчандайзинга

Преимущества для аптеки при правильном оформлении торгового зала очевидны:

  • продажи увеличиваются, результатом чего становится рост прибыли;
  • пространство на полках, стеллажах и витринах будет упорядочено и организовано.

При правильном подходе выигрывает не только магазин, но и сами клиенты. Поиск продукции становится быстрым и удобным. Благодаря этому часть покупателей перейдет в категорию постоянных. Это особенно заметно в аптеках спальных районов, когда люди могут выбирать среди нескольких конкурирующих магазинов.
Некоторые посетители стесняются спрашивать у фармацевта о наличии прокладок, контрацептивов, мазей от геморроя или других подобных медикаментах. Правильная выкладка для таких клиентов играет решающую роль. Посетитель сможет самостоятельно рассмотреть продукцию в наличии, а иногда – без лишних слов положить ее на кассу. В следующий раз этот же клиент вернется за товаром, поскольку обстановка обеспечивает быструю и спокойную покупку.

Правила выкладки товара в аптеке

Основные принципы раскладки продукции в аптечных учреждениях отчасти такие же, как и в магазинах прочих направлений. Однако фармацевтический мерчандайзинг связан с рядом тонкостей. Главный рабочий нюанс: расстановкой товаров занимаются сами фармацевты. Мерчандайзеры получают список согласованного ассортимента и проводят аудит.

При организации препаратов на полках и стеллажах необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  1.  Раскладка по планограмме. Размещение продукции происходит не в спонтанной последовательности. Мерчандайзеры составляют планограммы, в которых прописывают мельчайшие подробности: количество СКЮ, фейсингов, размеры упаковок. 
  2. Навигация по рубрикам. В отличие от супермаркетов и магазинов одежды, в аптеке важна четкая рубрикация с соответствующими надписями. Коробки абсолютно разных медикаментозных средств отличаются только по оформлению, поэтому человеку придется напрячься, чтобы найти нужную позицию. На стеллажах и витринах выделяют отдельные зоны и указывают на них соответствующими подписями: «Гомеопатия», «Уход за кожей лица» и так далее.
  3. Зонирование. Аптечные помещения условно делят на «холодные» и «горячие» зоны. Посетители зачастую движутся против часовой стрелки, поэтому особенно обращают внимание на товары в правой части зала ближе ко входу. Наиболее незаметными остаются углы и ниши. В них выгодно ставить столы и стульчики, оборудовать место с тонометром для измерения давления, устанавливать кулер для людей, которым нужно выпить таблетку сразу же после приобретения. Также здесь можно расположить полки с неходовыми или несезонными товарами.
Отдельная часть работы связана с сезонностью. Некоторые аптечные препараты наиболее актуальны к определенному сезону. Крем с SPF-фактором пользуется спросом именно летом. И хотя зимой солнцезащитные средства не исчезают из ассортимента, в летний период для них стоит выделить отдельный стенд.

Приемы мерчандайзинга в аптеке

Для организации товаров мерчандайзеры применяют различные подходы, которые способствуют продвижению отдельных медикаментов или фармацевтических брендов.
На практике удачно работают следующие приемы:

  1. Привлечение контрастом. Посетители неосознанно задерживают внимание на ярких цветовых сочетаниях. Удачным станет расположение рядом синих, красных, желтых упаковок. Комбинаций оттенков может быть много, но они не должны быть едкими и раздражающими глаз. 
  2. Правило «золотой полки». При составлении планограммы дополнительно нужно рассчитывать, какие медикаменты приносят учреждению наибольшую прибыль. Их принято выставлять на уровне глаз человека.
  3. Зона спонтанных покупок. При оформлении витрин и торгового зала в аптеке особое внимание уделяют полкам возле кассы и стендам в проходе. Здесь рекомендовано размещать недорогие ходовые товары, такие как гигиенические салфетки, санитайзеры или аскорбинки.

Также важно поработать над освещением. Полки в «холодных» зонах дополнительно подсвечивают, чтобы привлечь внимание клиентов. При выборе светильников учитывают уровень света и его температуру. Приборы не должны перегревать медикаменты и приводить их в непригодность.

Статьи по теме