Особенности мерчандайзинга продуктового магазина

Мерчандайзинг в магазине продуктов необходим как для торговой точки, так и для покупателей. Правильное расположение продукции позволяет наладить сбыт, контролировать продажу товаров и стимулировать посетителей к покупке. Потребители, в свою очередь, не столкнутся с пустыми стеллажами и всегда смогут найти то, что им нужно.

мерчендайзинг продукт.jpg

Зачем нужен мерчандайзинг в продуктовом магазине?

Разберемся в основных целях работы мерчандайзера в супермаркетах и прочих заведениях из этой категории. Среди них:
  1. Воздействие на покупателей. Чтобы повысить оборот, следует создать стимул импульсивной покупки. Для этого учитывают множество факторов, например, в каком направлении посетители ходят по помещению или какие продукты можно выставить рядом, чтобы сподвигнуть человека на приобретение дополнительного товара.
  2. Стимуляция сбыта продукции конкретной марки. Мерчандайзеры организовывают торговый зал так, чтобы акцентировать внимание покупателей на определенных позициях. Цветовые акценты, удачное расположение СКЮ на полках, выделение отдельных дисплеев и прочие факторы играют роль в продвижении конкретных позиций. Это приносит прибыль как производителю, так и ритейлеру. 
  3. Повышение лояльности клиентов. Возле вашего дома находится магазин, где оборудование пустует, необходимых продуктов в зале нет, а рядом находятся позиции с разными условиями хранения. В соседнем супермаркете все более организовано – продукция расположена удобно, на стеллажах и в холодильниках всегда есть то, что вам нужно. Когда человек идет за едой, ему важно быстро справиться с покупками и взять необходимое. Грамотный мерчандайзинг повышает имидж продавца за счет удобства для потребителей.
Основная же задача – увеличение продаж в целом. Каждая из указанных целей работает на увеличение товарооборота. Чем чаще люди совершают импульсивные покупки, чем больше представлено популярных позиций и лучше сервис, тем выше будет его доход.

Основы мерчандайзинга в продуктовом магазине

В мерчандайзинге есть много правил и принципов, которым важно следовать безукоризненно, чтобы организация продуктов была эффективной. Только при грамотном выполнении работы ритейлер достигнет обозначенных выше целей и сможет вывести бизнес на высокий уровень. Приведем несколько основных нюансов, которые стоит учитывать.

Зонирование зала


Торговое помещение всегда разделено на зоны, даже если это не заметно с первого взгляда. Совершенно ошибочной будет хаотичная расстановка, например, когда макароны находится возле газированных напитков, а хлеб – рядом с молоком. Специалисты зонируют магазин, и для этого учитывают направление, по которому передвигаются люди, сочетаемость продукции и множество других нюансов. К примеру, посетители заходят в маркет и машинально передвигаются по часовой стрелке. В так называемых горячих точках, расположенных на входе и возле кассы, можно расположить недорогие мелочи, которые они импульсивно возьмут в тележку.

Проходы должны быть организованными, а предлагаемая навигация – легкой. Есть и другие нюансы – например, популярные товары размещают в центральной части стеллажей. Это важно, чтобы покупатель прошел сначала мимо других брендов, прежде чем дойдет к желаемой позиции.

Управление темпом посетителей


Одна из задач мерчандайзера – удачным образом организовать поток клиентов, чтобы в их поле зрения попали отдельные товарные категории. На скорость приобретений также влияет атмосфера торговой точки – она должна быть комфортной.

Чтобы управлять темпом, можно использовать также музыку. Продавцы часто не осознают, какое большое влияние она оказывает на процесс покупок. Огромную роль играют жанр, темп, громкость. При правильном использовании – это мощный инструмент, который помогает создать удачную атмосферу. Например, медленная музыка обеспечит повышенный комфорт, а энергичная – ускорит процесс приобретения, что особенно выгодно в час-пик.

Выкладка


Размещение продуктов – основная обязанность, но она связана и с другими процессами. Специалист анализирует, как и в какой последовательности нужно расставить продукцию и какие марки пользуются повышенным спросом. Грамотная расстановка подразумевает:
  • составление планограммы;
  • просчет доли полки для конкретных СКЮ;
  • выбор оптимального расположения относительно других товаров;
  • контроль продаваемости отдельных складских учетных единиц.
Товары располагают согласно статистике продаж и товарной категории. Например, самый популярный чай в чайном отделе выкладывают на уровне глаз человека, а в зоне с напитками внизу размещают тяжелые баклажки с питьевой водой. 

Одно из главных правил – полки и стеллажи никогда не могут пустовать, и на них всегда должны находиться все SKU, которые есть на складе и обозначены в системе учета.

Статьи по теме