Как посчитать долю полки в магазине в процентах? Формула и примеры

Доля полочного пространства – одно из главных определений в мерчандайзине. Его используют независимо от направления работы ритейлера. Будь то местный продуктовый магазин или супермаркет, с помощью этого показателя удастся оптимизировать и организовать продукцию в торговом зале, а также увеличить товарооборот.

9WGT9Bt-3No.jpg

Для успешных вычислений необходимо соблюдать базовые правила. Нельзя положить на торговое оборудование все позиции, которые реализует магазин. Важно учитывать несколько параметров, чтобы избежать риска снижения продаж, и, как результат, дохода торговой точки. Разберемся в том, как рассчитать долю полки в магазине в процентах с примерами, которые помогут применить информацию на практике. Для этого существует простая и удобная формула.

Что обозначает понятие?

Доля полки (shelf share) – показатель, который используют для сопоставления количества единиц конкретного бренда с другими позициями на полочном пространстве. Иными словами, он показывает, какой процент площади занимает определенное SKU на торговом оборудовании. Также можно высчитать долю полки для продукции отдельной компании.

Речь идет только об определенных зонах магазина. Если необходимо определить показатель для условного энергетика Turbodrill, то процент будет высчитываться только в соотношении с энергетическими напитками в этом отделе. Стеллажи с чаем, пивом или молоком – это уже прочие секции, для них расчеты окажутся другими.

Показатель определяют в процентах – таким образом удобнее всего определить соотношение конкретной складской учетной единицы с другими позициями. Также допустимо измерение в сантиметрах. Это не так удобно, но подобный подход тоже имеет место в розничных магазинах.

От чего зависит доля полки?

Главный критерий, согласно которому отводят площадь для СКЮ, – статистика продаж в торговой точке. Правильные расчеты помогут выявить несоответствие с общими показателями товарооборота. В результате неверного распределения часть продукции покупают не так активно, как того ожидает производитель.

Кефир Kostlich покупают чаще всего, а в ассортименте представлено 4 продукта этой категории от разных торговых марок, процент полочного пространства не может составлять всего 10%. Раз продукт пользуется популярностью, на стендах должно быть достаточное количество пакетов, иначе сотрудники не будут успевать приносить новые со склада. В противном случае посетителей ожидают пустые полки. Все это негативно сказывается на лояльности покупателей и снижает имидж магазина.

Кефир Veganlife покупают довольно редко, но его количество на полочном пространстве составляет более 45%. Товар будет стоять долго, истечет срок годности, а значит, его нужно утилизировать. Это приведет к незапланированным расходам и убыткам для ритейлера.

Как посчитать долю полки в магазине в процентах?

Допустим, в магазине стеллаж на 13 одинаковых по размеру полок выделен под печенье. Продукт под названием «Веселый мишка» от торговой марки «Сладкие зверушки» занимает полностью одно отделение. Это значит, что его shelf share составляет 1/13, что в процентах равно 7,69%.

Та же компания производит и реализует еще и печенье «Умный зайка», который также занимает одну полку. Его доля полочного пространства будет такой же, как у «Веселого мишки». Для всей продукции «Сладкие зверушки» этот показатель будет равен 2/13 (15,38%)

Можно также провести расчеты в сантиметрах. Если ширина стеллажа составляет 200 см, то такой же будет и shelf share для указанного печенья. В случаях, когда 5 разновидностей товаров с разными артикулами в равной степени делят одно полочное пространство, для каждого из них этот показатель будет равен 40 см.

Формула для определения доли полочного пространства

Для расчетов необходимо воспользоваться понятием фейсинга. Это количество товаров, которые находятся на переднем краю полки и с первого взгляда попадают в поле зрения покупателя. Например, если на стеллаже стоит 30 упаковок молотого кофе, и они расположены в 3 ряда, у SKU насчитывается 10 фейсингов.

Процент можно легко рассчитать следующим способом: доля полки (%) = (количество фейсингов / общее число фейсингов) x 100.

Приведем пример расчетов. В магазине в секции, где продается сок, выставлено 4 складских учетных единицы. Распределение товаров в первом ряду:

  • «Happy orange» – 5;
  • «Фруктовая радость» – 3;
  • «Фермерский продукт» – 2;
  • «Плодовый рай» – 7.

Всего на стеллаже выставлено 17 фейсингов. Если высчитывать долю полочного пространства для первого продукта, она будет равна (5/17)х100=29,4% (с округлением до десятков). Для последней продукции в списке по той же формуле показатель составит 41,1%. Таким образом, при помощи указанной схемы можно быстро высчитать долю полочного пространства, не прибегая к вычислениям вручную.

Статьи по теме