Новости

В «Деловой России» обсудили будущее закона о торговле

26 октября в Москве прошла конференция «Будущее закона о торговле. Эффективное взаимодействие производителей и сетевого ритейла», организованная «Деловой Россией» совместно с компанией OPEN при поддержке ассоциаций «Руспродсоюз» и АКОРТ.

В обсуждении нового закона приняли участие главы ассоциаций «Руспродсоюз» и АКОРТ, эксперты Deloitte и Goltsblat BLP, представители крупнейших федеральных торговых сетей – Metro Cash & Carry , «Магнит», «АШАН», – региональных сетей, производители товаров повседневного спроса – PepsiCo, Danone, Mars, РусАгро, Mareven Food, «Алкогольная Сибирская группа», Sun InBev, – а также специалисты в области торгового законодательства и антимонопольного регулирования. Модераторами конференции выступили председатель комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка Александр Борисов и директор департамента налогообложения и права Deloitte Оксана Жупина.

Председатель правления АКОРТ Илья Ломакин-Румянцев поделился кейсами из зарубежной практики регулирования взаимоотношений торговых сетей и поставщиков: «В непростых условиях падения потребительского спроса следовало бы обратить особое внимание на немалый опыт западных стран в части вмешательства государства в деятельность торговых предприятий».

О применении нового закона на практике и о способах минимизации рисков для российских производителей рассказал директор ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. «Точек напряжённости между производителями и торговыми сетями как основным каналом реализации продукции должно быть как можно меньше. Тогда будет меньше и желание государственных органов регулировать  взаимоотношение двух сторон. Поставщики и сети должны находится в режиме открытого диалога и соблюдать достигнутые договорённости, только так мы сможем определить эффективные и комфортные условия работы на 2017 год», – отметил Дмитрий Востриков.

Эксперты Deloitte Оксана Жупина и Оксана Кожина представили аудитории результаты исследования изменений в работе поставщиков и торговых сетей после принятия поправок к закону «О торговле». По данным исследования, большинство респондентов (88%) заявили, что намерены выплатить или получить от своих партнёров по итогам года бонусы в прежнем размере. Такой ответ дали 71% принявших участие в опросе ритейлеров и 94% поставщиков. Среди опрошенных сетей 57% рассчитывают получить бонусы в полном объёме до конца 2016 года, тогда как 61% поставщиков надеются осуществить часть выплат уже в начале 2017 года.

«Все представители бизнеса как со стороны поставщиков и производителей, так и со стороны розницы понимают, что необходимо в кратчайшие сроки определить новые взаимовыгодные условия осуществления деятельности в рамках нового законодательства, – добавила Оксана Жупина. – Основной проблемой на сегодняшний день являются "пробелы" в нормативном регулировании и в этой связи повышаются риски возникновения споров с контролирующими органами». Все участники дискуссии подтвердили свою готовность соблюдать положения нового закона и по ряду спорных или неясных моментов надеются получить в ближайшее время разъяснения ФАС, которые отражали бы специфику и экономику сложившихся отношений между поставщиками и ритейлом.

Также на конференции активно обсуждался вопрос продления переходного периода для производителей и сетей. Член президиума генсовета «Деловой России», руководитель Национального союза производителей молока «Союзмолоко» Андрей Даниленко, активно отстаивающий интересы отечественных производителей в дискуссиях с сетевой розницей, считает переходный период к новым условиям взаимоотношений запредельно коротким: «Меняется концепция, философия отношений торговой сети и производителей. Раньше мы платили ретробонусы, заключали договоры и оплачивали логистические услуги, маркетинг, промоакции. Всё это включалось в контракт. А теперь все эти контракты надо пересмотреть. При этом что ни юрист, то отдельное мнение о том, как теперь толковать нормы закона. У торговых сетей сильные юридические отделы, а у небольших производителей их нет, и за десять дней они могут не сориентироваться в нюансах договоров и что-то противопоставить аргументам ритейла».

Дмитрий Востриков, наоборот, высказался против продления переходного периода, отметив, что переход на новые условия происходит не синхронно.«Наша компания много лет сотрудничает и с производителями товаров народного потребления и с торговыми сетями, и мы видим, что сейчас сфера торговли переживает турбулентный период из-за принятых поправок к закону о торговле, – поделился опытом директор по работе с клиентами OPEN Дмитрий Шихов. – Осталось всего 65 календарных дней до того момента, когда отрасль начнёт существовать по новым правилам, а вопросов, связанных с применением закона, становится всё больше, поэтому мы решили пригласить на одну площадку поставщиков и ритейлеров для открытого общения. Только выстраивание эффективного диалога между поставщиками и торговыми сетями всех уровней позволит успешно развивать потребительский рынок в России».

«Все мы выживем, поскольку находимся в одной лодке, но только если успеем договориться. Активнее нужно участвовать в деятельности своих отраслевых союзов, поскольку с их помощью можно получить больше информации о том, как существовать в текущих реалиях и активнее влиять на ситуацию», – сказал председатель комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка Александр Борисов.

Читайте также:

В Технопарке Инновационного центра «Сколково» состоялся воркшоп «Цифровая трансформация: развитие Big Data в ритейле и FMCG»
Организаторами мероприятия выступили Центр технологий для Retail/FMCG Фонда «Сколково» и компания OPEN, эксперт на рынке трейд-маркетинга
«Вкалывают роботы, а не человек»: какие технологии меняют ритейл сегодня?
Экспертная статья Дмитрия Шихова, Директора по аутсорсингу OPEN Group, для ресурса New-retail